https://www.traditionrolex.com/8
<p>Сотрудники филиала Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова в Гомеле могут не только рассказать о сакральном смысле всех орнаментов на тканых экспонатах, но и провести для своих посетителей мастер-класс по технике ткачества на кроснах</p>

Сотрудники филиала Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова в Гомеле могут не только рассказать о сакральном смысле всех орнаментов на тканых экспонатах, но и провести для своих посетителей мастер-класс по технике ткачества на кроснах. Все это благодаря тому, что более чем за 30 лет изучения одного из богатейших в Беларуси центров народной культуры – деревни Неглюбки, сотрудникам музея удалось собрать внушительный фонд уникальных экспонатов и овладеть секретами этого древнего мастерства, сообщают «Гомельские ведомости».

«Жывое рамяство» – так называется интерактивная экспозиция, представленная в музее тремя старенькими кроснами. На этих деревянных станках каждый желающий может попробовать себя в качестве ткача или ткачихи. А если что-то не будет получаться, то помочь может заведующий филиалом Ветковского музея Петр Цалко – опытный ткач и руководитель работающего при музее этноклуба «Параскева», в котором проходят занятия по более детальному изучению этого ремесла. В основном в кружке занимаются гомельские школьники самого разного возраста, которые пришли в клуб после экскурсионного посещения музея. В мастерской ученики, среди которых есть не только девочки, но и мальчики, изучают как практическое использование кросен, так и теорию: значение того или иного орнамента, обряды, которые связаны с ними, историю. Обычно занятия проходят раз в неделю. Новички поначалу занимаются обычным полотняным ткачеством, ну, а потом, освоив основные приемы, приступают к изучению более сложных техник. С их помощью и становится возможным соткать самые сложные рушники с узорами и орнаментами, которые служили нашим предкам в качестве неотъемлемых атрибутов сакральных ритуалов.

– Есть особые обрядовые рушники, узоры которых обозначают сценарий того или иного ритуала, а есть среди них и те, которые представляют собой своеобразное изображение цикла развития человека и природы в целом. Такой рушник женщина ткала весной, чаще всего во время поста – когда была чиста душой и могла обращаться к Богу. Когда она сидела и ткала полотно, то прикасалась к иному миру, потому что любое действие с ниткой ассоциировалось у наших предков с созданием нового мира. Еще одна разновидность ритуальных полотен – те, которые ткались за одну ночь. Над созданием такого рушника работало несколько девушек по очереди, главное было – успеть сделать его до рассвета. Через этот рушник ткачихи выражали свою просьбу к Богу, например, просили, чтобы их суженые вернулись с войны домой.
Занимаются в клубе, помимо школьников, и взрослые. Гомельчанка Зося Бабакова, в прошлом студентка колледжа народных промыслов, занимается ткачеством около трех месяцев. Сейчас уже работает над созданием полотна с орнаментами.

– Пока для меня это хобби, а в будущем, когда я всему научусь, планирую заниматься этим ремеслом уже серьезно. Потому что я считаю, что традиции наших предков не должны быть утрачены, необходимо их передавать из поколения в поколение. После того как научусь сама, обязательно передам эти знания своей дочке.

м

В ближайшем будущем Петр Цалко планирует дать клубу новый виток развития, разработать программы для практических работ с кроснами и полотном, сделать все, чтобы ткачество и связанная с ним история стали более доступны как для детей, так и для взрослых. Вдобавок ко всему Петр хочет организовывать для своих учеников и экспедиционно-исследовательские занятия в Ветке, Неглюбке, где дети и взрослые смогут принять участие в настоящих традиционных обрядах, а также получат возможность там же, в музее, ознакомиться с основным фондовым материалом.

Денис ИВАНОВ

Фото Анны ПАЩЕНКО

https://www.traditionrolex.com/8