Автопробег пройдет по территориям трех государств СНГ – Беларуси, России и Казахстана. По ходу его проведения планируется уделить внимание не только состоянию и развитию международных автомобильных дорог, организации и состоянию придорожного сервиса, безопасности движения, но и вопросам охраны окружающей среды при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог в Содружестве Независимых Государств.
Старт автопробега намечен на 27 августа 2013 года на границе Республики Беларусь и Республики Польша (г. Брест, Республика Беларусь), финиш – на 7 сентября 2013 года на границе Республики Казахстан и Китайской НароднойРеспублики(г. Хоргос, Республика Казахстан).
Автопробег стран Таможенного союза на участке автомобильной дороги М-1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации будет открыт на выезде из г.Бреста по автомобильной дороге М-1/Е30. По ходу движения будет проведена диагностика автодороги, участники также ознакомятся с работой системы электронного сбора платы за проезд по отдельным дорогам Беларуси.
К старту автопробега приурочено проведение в г. Бресте международной конференции по проблемам экологической безопасности автомобильных дорог, которая пройдет 26 августа 2013 года. Кроме того, участники автопробега посетят пункт пропуска «Песчатка» и ознакомятся с обходом Беловежской пущи до г. Каменец.
В ходе автопробега планируется проведение координационных встреч с руководителями дорожно-транспортного комплекса Беларуси, России и Казахстана, проведение специального исследования по оценке технико-эксплуатационного состояния автомобильных дорог по маршруту и его распространения в рабочих органах, ответственных за дорожную инфраструктуру. Ожидается, что в мероприятии примет участие Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, а также все заинтересованные структурные подразделения и организации Минтранса.
Общая протяженность маршрута составит около 5500 км: Брест – Минск - Смоленск – Можайск – Н. Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Туркестан – Шимкен – Тараз – Алматы - граница Китайской Народной Республики и Республики Казахстан (г. Хоргос).
Планируется, что в составе пелетона автопробега будет около 10 автомобилей и ходовая лаборатория для оценки технико-эксплуатационного состояния автомобильных дорог по маршруту.
Участники автопробега ставят перед собой задачи:
- изучить дорожные условия, барьеры и узкие места на маршруте автопробега, а также состояние вспомогательной инфраструктуры, включая автомобильные пограничные пункты пропуска;
- провести встречи с руководством транспортных и дорожных ведомств Казахстана, России и Беларуси по пути следования пелетона автопробега для обсуждения насущных проблем, касающихся состояния и развития международных автомобильных дорог;
- использовать информацию, собранную в ходе автопробега для последующих действий в рамках стран Таможенного Союза, СНГ, ЕврАзЭС, и других международных организаций для решения проблем международных автомобильных дорог.
Стоит отметить, что участие Беларуси в инфраструктурном проекте наземного транспортного сообщения «Западная Европа - Западный Китай» имеет приоритетное значение.
Для доставки грузов из Азии в Европу через Республику Беларусь в качестве ответвлений международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» используются автодороги, входящие в пересекающие территорию Беларуси трансъевропейские транспортные коридоры номер II «Запад-Восток» и номер IX «Север-Юг» с ответвлением IXВ. Наиболее перспективным для перевозчиков является ответвление от международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» в районе г. Москвы через территорию Республики Беларусь по II и частично IХВ трансъевропейскому транспортному коридору в направлении к западной границе и портам Балтийского моря через автодорожные пункты пропуска Козловичи, Брузги, Каменный Лог.
Данные маршруты обеспечивают комфортные и безопасные условия для движения автотранспортных средств и проходят по автодороге М-1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации, которая соответствует параметрам I категории и имеет четыре полосы движения, по автодорогам М-7 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог), М-6 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги), имеющим 2-4 полосы движения.
Учитывая рост транзита автотранспорта через Республику Беларусь, перспективным планом Минтранса предусмотрена реконструкция трансъевропейского транспортного коридора IXB на автодороге М-6 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги). В результате реконструкции автодорога на указанном направлении будет иметь 4 полосы движения и обеспечит пропуск транспортных средств с нагрузкой на одиночную ось 11,5 тонн.