«ПОЛЛОК» ***1/2
(11, Пт, ОНТ, 23-00)
Pollock, США, 2000, 122 мин., CD, R. Реж. Эд Харрис (дебют, «Аппалуса»); в рол.: Эд Харрис (Джексон Поллок), Марша Гэй Харден (Ли Краснер), Том Бауэр (Дэн Миллер), Дженнифер Коннелли (Рут Клигман), Бад Корт (Говард Патцель), Джон Хёрд (Тони Смит), Вэл Килмер (Виллем де Кунинг), Эми Мэдиган (Пегги Гуггенхайм), Салли Мэрфи (Эдит Мецгер), Стефании Сеймур (Хелен Франкентелер), Джеффри Тэмбор (Клемент Гринберг)
Биографическая драма по книге Стивена Нэйфи и Грегори Уайт Смита «Джексон Поллок, американская сага». Этот фильм – хорошая иллюстрация знаменитой строчки «О, если б знали, из какого сора…».
Если, конечно, считать творения Джексона Поллока (1912–1956), образно говоря, цветами. На мой взгляд, это натяжка, хотя знатоки считают его Сальвадором Дали и Казимиром Малевичем своей страны.
Впрочем, мое мнение – не показатель. Во-первых, я почти равнодушен к абстракционизму, во-вторых, недолюбливаю алкоголиков, даже очень талантливых.
Тем более что алкоголизмом психиатрический диагноз Поллока не ограничивался (случались вспышки гнева, периоды депрессии, проявления звездной болезни и т.д.). Скорее всего именно благодаря этим недугам Джексон всерьез считал себя гением, называл себя «самой природой» и не переносил тех, кто не совпадал с ним во мнениях. Он обладал ярко выраженной харизмой и мог бы сделать карьеру не обязательно в творчестве (невольно вспоминается другой художник – Гитлер). Но так уж получилось, что обрызгивание полотна и размазывание по нему красок с его безумной руки вошло в моду, а следовательно, Поллоку некуда было особенно стремиться. Тем более что много сил уходило на борьбу с терзавшими душу демонами. Как это водится, у такого безумного мужчины была верная и примерная супруга Ли Краснер, зарывшая ради любимого собственное творческое дарование. Представляемый фильм – во многом рассказ о трудной любви, которую Поллок, разумеется не ценил. И погиб вместе с юной любовницей Рут…
Наибольшего успеха Джексон достиг, работая в технике, изобретение которой приписывают ему. Он прямо на полу расстилал огромные полотна, к которым кистью принципиально не притрагивался. Джексон этот метод гордо называл «льющейся техникой», из за чего получил прозвище Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper). В 1949 году журнал «Life Magazine» назвал Поллока величайшим американским художником. Хотя, на мой взгляд, это напоминает некий диагноз миру, ибо у меня совсем другие представления о профессии художника. Впрочем, к фанатам Разбрызгивателя я отношусь с пониманием и иронически воспринимаю тот факт, что его работа «Выгляди как обезьяна» была продана в 1973 году за $2 млн, что было рекордом для произведений современного искусства. А в 2006 году на аукционе «Сотбис» картина «Номер 5, 1948» ушла к коллекционеру за $140 млн, став самой дорогой в мире. Посмертная выставка Поллока спонсировалась ЦРУ, отчего левые критики видели в его продвижении желание правящего класса противостоять соцреализму. В этой транскрипции художник считался оружием в «холодной войне». Неодобрительно относились к Поллоку и феминистки, видя в разбрызгивании «фаллоцентрические мужские фантазии над символически распростертым холстом». Сальвадор Дали так охарактеризовал его в своем «Дневнике гения»: «Поллок: Марсельеза абстрактного. Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он еще большее ничто». Многие критики называли полотна Джексона обоями, а больше всего мне понравился заголовок в «Reynolds News»: «Это не искусство – это шутка, причем дурного вкуса». Актер Э.Харрис еще в детстве получил в подарок от отца книгу о Поллоке, после чего всерьез увлекся его творчеством. Сыграл он Джексона просто потрясающе. Специально для роли Эд сильно растолстел, а во время съемок от напряжения падал в обморок. А ведь изначально в главной роли виделся Р.Де Ниро (а в роли Ли – Б.Стрейзанд). Съемки проводились в Нью-Йорке. 40-летняя М.-Г. Марсден («Таинственная река») удостоена премии «Оскар». Номинация – Харрис. Марсден претендовала на «Независимый дух», а Харрис – на «Golden Satellite». Номинация на «Golden Frog» за съемки Лайзы Ринцлер. Номинация на «World Soundtrack» за музыку Джеффа Билла. Сборы в США $8,6 млн. Сборы за рубежом $2 млн. Бюджет $6 млн. Рейтинг IMDb – 7,1/10012 голосов. ***
«СКОРОСТЬ» ***1/2
(11, Пт, БТ, 21-45)
Speed, США, 1994, 116 мин., CD, R. Реж. Ян Де Бонт (“Смерч”, “Лара Крофт-2”); в рол.: Киану Ривз (Джек Трэвен), Деннис Хоппер (Хауард Пэйн), Сандра Буллок (Энни Портер), Джефф Дэниелс (Гарри), Джо Мортан (Мак), Гленн Пламмер (Ягуар), Бет Грант (Хелен), Элан Ракк (Стивенс)
Боевик с элементами триллера. Крутой, динамичный и насыщенный событиями. Один из лучших образцов жанра. Основных героев трое: талантливый, демонический террорист Пэйн (57-летний Д.Хоппер, “Беспечный ездок”), герой-полицейский Джек (29-летний К.Ривз, “Матрица”) и очаровашка Энни (29-летняя С.Буллок, “Мисс Конгениальность”).
Их объединяет только то, что они сильные люди, способные на смелые, решительные поступки. Вот только цели и задачи у них диаметрально противоположные. И поэтому неудивительно, что “коса находит на камень”. Технически совершенный, изуверский замысел Пэйна наталкивается на невероятное упорство и отчаянную изобретательность его молодых оппонентов. Зрители не могут расслабиться до самого конца ленты. Впечатляющий режиссерский дебют топ-оператора Я.Де Бонта (“Крепкий орешек”, “Основный инстинкт”). Роли в фильме предлагались С.Болдуину, У.Болдуину, Д.Деппу, Б.Уиллису, Т.Крузу, Т.Хэнксу, Х.Берри, Э.Харрису и Д.Бриджесу. Известно, что отведенные на фильм деньги окончились до того, как закончились съемки, но тест-просмотры убедили продюсеров в необходимости потратиться еще. По версии Американского киноинститута “Скорость” входит в 100 (под №99) самых захватывающих фильмов в истории США. Премии “Оскар” за звук и звуковые эффекты. Номинация за монтаж. Премии BAFTA за звук и монтаж. Номинация за спецэффекты. Номинация на премию Японской киноакадемии за “инофильм”. Буллок отмечена премией «Saturn». Номинации: фильм и режиссура. Номинация на “Edgar” за сценарий. Премии MTV: тандем Буллок-Ривз, Буллок, как желанная женщина, экшн-эпизод (полет на автобусе) и Хоппер как негодяй. Номинации: фильм, Ривз, поцелуй (Ривз–Буллок) и Ривз как желанный мужчина. Сборы в США $121,2 млн. Сборы за рубежом $229,2 млн. Бюджет $30 млн. Гонорар Буллок $0,5 млн. Рейтинг IMDb – 7,2/87131 голос. ***1/2
«ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ СВИДАНИЕ»
(11 и 12, Пт и Сб, СТВ, 20-35 и 8-45)
Extreme Dating, США, 2004, 91 мин., R. Реж. Лорена Дэвид («Опаздывать нельзя»); в рол.: Бенжамин Кинг (Джордж Турман), Девон Савва (Дэниел), Аманда Детмер (Линдси Калвер), Эндрю Кигэн (Трой Рили), Йен Вирго (Эллисон), Нэктар Роуз (Джейми), Уитни Дилан (Викки), Эшли Джонс (Аманда), Моника Демерс (рецепционистка), Мит Лоуф (Джексон)
Остросюжетная романтическая комедия из категории «типично молодежных». Замысел довольно любопытен, а воплощен он без каких-либо амбиций. Как известно, молодые люди «запрограммированы» на знакомство, которое в идеале должно стать судьбоносным. Конечно, не всякий союз молодых людей должен вести к браку, но даже такие попытки многим даются с трудом. К таковым относятся и четверо друзей, мечтающих о настоящей любви. Они делятся опытом, в основном неудачным. И поэтому с воодушевлением воспринимают историю парня, который встретил избранницу на горнолыжном курорте, благодаря несчастному случаю, произошедшему с ним во время спуска.
Герои фильма решают, что экстремальные ситуации – лучший повод для наведения контактов. Но просто ожидать, пока, например, застрянешь с красоткой в лифте -- не выход. Куда надежнее сей экстрим -- организовать. Правда, отнюдь не все сценарии, как выясняется, реализуются. В данном случае потому, что ухажеру страшно хотелось в туалет, а в лифте он не обнаруживался. Но охота пуще неволи и парни нанимают двух «головорезов», которые соглашаются разыграть «похищение» одного из них вместе с понравившейся ему красоткой. Пребывая в плену можно познакомиться, а героическим спасением -- влюбить в себя. Уже исходя из жанра, можно понять, что «анимация» пойдет не так, как было запланировано. Более того, участников затеи приходится всерьез спасать… В ткани ленты много разговоров о сексе. Присутствует эксцентрика с падениями, даже при попытке секса, есть место и играм на раздевание. Наград нет. Рейтинг IMDb – 5,2/644 голоса. *1/2
Фильм из СССР.
"ОФИЦЕРЫ"
(11 и 12, Пт и Сб, РТР, 23-55 и 11-50)
СССР, 1971, 91 мин., PG. Реж. Владимир Роговой («Юнга Северного флота», «Годен к нестроевой»); в рол.: Василий Лановой (Иван Варавва), Георгий Юматов (Алексей Трофимов), Алина Покровская (Люба), Владимир Дружников (Георгий Петрович), Евгений Весник (фельдшер), Наталья Рычагова (Маша Белкина), Андрей Громов (Иван), Шаджан Акмухамедов (Керим), Муза Крепкогорская (Анна Васильевна), Владимир Златоустовский (Гаврилов), Виктор Проскурин
Приключенческая драма по сценарию Бориса Васильева («А зори здесь тихие») и Кирилла Рапопорта («Аты-баты, шли солдаты»). Эта лента не просто победила в годовом советском прокате (53,4 млн. зрителей), но и обрела статус культовой. Прежде всего, для советских офицеров и членов их семей. Не счесть, сколько раз во время своей службы в армии, я слышал реплики из него, привязанные к той или иной ситуации. Так что фильм здорово поработал на пропаганду вооруженных сил, причем, как их прошлых побед, так и современных (на период выхода на экраны) достижений. Он фактически объединил поколения офицеров под девизом: "Есть такая профессия -- Родину защищать". Причем, преподнесены все эти моральные ценности с юмором, энергией и любовным треугольником. Конечно же, идеализации хватает, но то было непреложным условием тех времен, когда реклама была ненавязчивой, ибо ею было пропитано все и вся. В какой-то мере оторванность кино и реалий демонстрирует то обстоятельство, что сыгравшие закадычных друзей -- 44-летний Г.Юматов («Стряпуха») и 36-летний В.Лановой («Анна и командор») -- были не в ладах еще с 50-х годов, когда Василий «увел» у Георгия роль в фильме «Павел Корчагин». Плюс к этому, у Юматова была репутация выпивохи, способного сорвать съемки. Так что, несмотря на рекомендацию Б.Васильева, режиссер долго сомневался в правильности выбора. Впрочем, у Юматова был веский козырь – он прошел войны и шрам на его спине, столь органично вошедший в фильм, – реальный. А с Лановым общий язык был найден и впоследствии они не раз сотрудничали. События картины начинаются с 20-х годов и хорошо демонстрируют, что за «цыганская» жизнь была у советских офицеров. Но они, тем не менее, все успевали. И семьи завести, и детей взрастить, как правило, в будущем офицеров. Любопытно, что постановщик ленты В.Роговой окончил экономический факультет ВГИКа, поработал организатором съемок и лишь постепенно переключился на режиссуру. Причем, в качестве постановщика начал карьеру на «Беларусьфильме». Съёмки проводились в Москве, Подмосковье, Твери, Севастополе и Ашхабаде. Линия ВДВ внесена в фильм по рекомендации генерала В.Маргелова, белоруса и фактически основателя этого рода войск. Музыка Р.Хозака («Иван Макарович»). По опросу журнала «Советский экран», «Офицеры» признаны фильмом года, а Лановой – лучшим актером. Рейтинг IMDb – 7,4/190 голосов. **1/2