За неимением лучших фильмов теледня, условно назовем их эротическими.
Первая аннотация была написана 5 лет назад, но я ее почти не правил, хотя угол зрения в некоторых моментах изменился. Появились и новые основания для аналитики. Займусь этим как-нибудь в рамках «ТV-шпаргалки» при новом показе фильма.
"АНАСТАСИЯ СЛУЦКАЯ"
(15, Вт, БТ, 12-10)
Беларусь, 2003, 95 мин., R. Реж. Юрий Елхов ("Кошкодав Сильвер", "Прости ннас, мачеха Россия", "Аномалия"); в рол.: Светлана Зеленковская (княгиня Анастасия Слуцкая), Геннадий Давыдько (князь Семен Олелькович), Анатолий Кот (князь Владимир Друцкий), Фуркат Файзиев (Баты-Гирей), Сергей "Тарзан" Глушко (Будимир), Вероника Круглова (Ждана), Николай Кириченко (Ходасевич), Юозас Будрайтис (Фердинанд), Виталий Редько (Арслан), Вячеслав Солодилов (Корецкий), Светлана Боровская (Мария), Эрика Булатая (Александра), Алесь Жукович (Юрий), Ирина Нарбекова (Софья), Александр Песков (князь Михаил Глинский), Татьяна Мархель (Маланка), Ольга Водчиц (Ева), Петр Юрченков (Базыль), Иван Мацкевич (Мурад), Фархад Абдулаев (Толмач), Геннадий Гарбук (Крива), Антон Макаренко (Карлик), Александр Беспалый (Якуб), Александр Ткаченок (священник), Саид Дашук Нигматуллин, Олег Белоусов, Александр Карпов, В.Мороз, Г.Четвериков, А.Штутин
Историко-приключенческая драма по сценарию Анатолия Делендика («Неудобный человек»). Лента, создание которой вызвало небывалый ажиотаж, а выход на экраны -- шумное разочарование. Хотя, на мой взгляд, не было особых оснований, как для первого, так и второго.
У нашего зрелищного кинематографа нет ни традиций, ни побед, ни ярких дарований. Успех мог прийти только вопреки логике, благодаря чуду. Ошибка состояла в том, что "Анастасия Слуцкая", еще до того как была "зачата", неофициально объявилась и блокбастером (в первоначальном смысле слова, фильмом, собравшим более $100 млн.), и претендентом на лавры Канн. Ни более, ни менее. А что, собственно, для этого имеется, если, конечно, не рассчитывать на чудо? Да почти ничего. Фильмы нашей киностудии никогда не участвовали в топ-фестивалях. Наши творческие и технические кадры никогда не работали на уровне, соответствующем мировым стандартам. Согласно им же, имевшийся бюджет соответствовал разве что требованиям трэш-кинематографа. Впрочем, нет никакой гарантии, что более высокое финансирование гарантировало бы повышение художественного уровня ленты. Прямой взаимосвязи здесь нет. Тем более, что у нас никогда не приветствовалось режиссерское кино, т.е. самобытное и творчески раскованное. И выбор режиссера не настраивал на оптимистический лад. Честно говоря, я не связывал особых надежд и с клипмейкером-актером Владимиром Янковским, который, увы, остался в титрах только как автор идеи. Но в случае с Владимиром было больше надежд на чудо. Он человек самолюбивый, развитой, амбициозный. Чем черт не шутит. Я общался с ним, после того как он решил оставить выстраданный и практически выношенный проект "Анастасии", и внутренне признал убедительными его доводы для такого поистине драматического шага.
С Юрием Елховым мне в свое время довелось поработать как с оператором. Сразу же стало понятно, что это не только высококлассный мастер (он снял "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", другие культовые ленты), но и приятный, интеллигентный человек. Однако я не заметил в его глазах, образе мыслей той сумасшедшинки, которая чаще всего присутствует у топ-режиссеров, да и постановок, которые обнадеживали бы. Проще говоря, я сразу понял, что получится вполне качественный, но пресноватый кинопродукт, а, условно говоря, на нового "Андрея Рублева" рассчитывать не приходится, как и на попадание хотя бы в программу ММКФ и даже в широкий российский прокат. Слишком уж мы законсервировали позавчерашний денек...
Полагаю, что шансы на успех могли быть в случае коопродукции, например, с Польшей и Литвой, при участии западного капитала. А вот совместно с Россией, в данном конкретном случае, все равно бы ничего не получилось. Слишком уж разнятся взгляды на события дней, давно минувших. Впрочем, как говорится, на ошибках учатся. Наверное, многие важные персоны, наконец, поймут, что для достижения современного уровня зрелищности требуется соблюдение ряда дежурных условий. Что работа по старинке обречена на посредственный результат. Что ко всем сценам, в диапазоне от батальных до эротических, нужно подходить с индивидуальными мерками. Пока же остается руководствоваться старым ковбойским правилом: не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет.
А еще "Анастасия Слуцкая" предсказуемо стала яблоком раздора с точки зрения идеологии и исторической науки. Но я умышленно не буду останавливаться на этих моментах, как и на творческих. И обойдусь без цитат из рецензий. Не удержусь лишь от краткого эксклюзивного комментария фильма от топ-критика С.Кудрявцева: «Это непрофессионально и фальшиво". Полагаю, что те, кто занимает активную жизненную позицию, и так наслышаны об "Анастасии Слуцкой". Осталось только сопоставить всю эту информацию с собственными пристрастиями.
Итак, начало XVI века. Богатые земли в центре Европы, расположенные на пересечении торговых путей, буквально притягивают к себе разного рода завоевателей. Чужеземные орды грабят, убивают, угоняют в рабство, оставляя после себя пепелища. Кажется, ничто не может остановить мощный натиск татар, но на их пути встает восхитительная и мужественная княгиня Анастасия Слуцкая....
Музыка Виктора Копытько («Бег от смерти»). В саундтреке звучат "Палац" и "Крывi". На МКФ в Хьюстоне (США): Платиновый приз и диплом за приключенческий фильм, Золотой приз и диплом за костюмы Елены Игруши и Жанны Капустниковой. По всеобщему мнению, лучший актер фильма -- А.Кот ("Оккупация. Мистерии") -- отмечен премией "Киношока". Призы фестиваля "Лiстапад": "бронза" за фильм, Кот, съемки Татьяны Логиновой(«Дикая охота короля Стаха»), Зеленковская за дебют. Зеленковская отмечена дипломом "Золотого витязя" за дебют. Премии фестиваля "Бригантина": фильм и Зеленковская за дебют. Призы актерского фестиваля "Стожары" (Киев): Зеленковская за дебют и топ-стриптизер С.Глушко как лучший непрофессионал.
По Рен-ТВ фильм демонстрировался под названием "Анастасия. Любовь и возмездие" и представлялся как мелодрама. Рейтинга IMDb нет. *
P.S. Авторы «Анастасии Слуцкой» не удержались от обнаженки, причем, будучи уверенными, что в те времена эпиляция была нормой жизни. И вроде бы не рекламировали какие-нибудь средства для этого?
**
Следующей аннотации 7 лет и она в основном опирается на мнение известных критиков, чем я иногда пользуюсь, чтобы лучше передать неоднозначность картин.
«БЛАГОСЛОВИТЕ ЖЕНЩИНУ»
(15, Вт, 8 канал, 21-10)
Bless the Woman, Россия, 2003, 114 мин. Реж. Станислав Говорухин («Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок»); в рол.: Светлана Ходченкова (Вера), Инна Чурикова (Кунина), Ирина Купченко (Анна Савишна), Александр Балуев (Ларичев), Максим Галкин (партнер Куниной), Александр Михайлов (Юрлов), Ольга Березкина (Маша Смолина), Александра Костенюк (дочь Маши), Виталий Хаев (полковник Василий Рябинин), Евгений Жариков
Мелодрама по повести "Хозяйка гостиницы" Ирины Грековой (21.3.1907 – 15.4.2002 гг.).
В середине 70-х она была культовой у интеллигентской публики, много читавшей между строк, отчего повесть, насыщенная не борьбой за торжество коммунизма, а “ползучим психологизмом”, считалась почти крамолой и непросто дошла до публикации. События ленты происходят с 1935-го по конец 1950-х годов. А начинаются в приморском поселке, где юная Вера теряет голову от опытного приезжего офицера Ларичева и уезжает с ним к месту его службы.
Ей придется хлебнуть и тягот армейского быта, и бед военного лихолетья, но она всегда остается верной и любящей женщиной. Естественно, попутно зрители знакомятся с событиями и реалиями советской истории. Стоит отметить трепетное отношение съемочной группы к их визуализации.
“Говорухин сделал мужской фильм, -- пишет В.Кичин (его оценка 5 из 10), -- что выражено в сочувственно-молитвенном названии и четком представлении о слабом поле как о стебельке, единственное назначение которого -- искать в мужчине опору. А еще режиссер фактически иллюстрирует свой давний тезис о том, что "Так жить нельзя", но с поправкой на "Россию, которую мы потеряли", -- он верен любимой мифологии, имеющей свойство колебаться вместе с последним порывом ветра. Одна из таких мифологем – свойство советских людей помогать друг другу перед лицом большой беды. Смотрится это с интересом, хотя и сильно напоминает морализующие фильмы 50-х”.
“Не посоветую новый советский фильм с густо-пафосным названием "Благословите женщину" убежденным малолеткам, но остальным, "кому за 30" или кто по хорошему воспитанию просто в курсе, откуда взялся - от каких таких бабушек, дедушек и прадедушек -- этот советский фильм вовсе не возбраняется, -- отмечает К.Тарханова. -- Немодный, но нисколечко не противный. Снят пожилым человеком, однако сидящим в Думе и не потерявшим элементарного чувства реальности. Поэтому "Благословите женщину" действительно выгодно отличается от последних печальных опытов большинства пожилых советских людей ("Ключ от спальни", "Часы без стрелок", "Письма к Эльзе", "Тайны дворцовых переворотов").
20-летнюю С.Ходченкову («Любовь в большом городе») режиссер увидел в массовке и понял, что она "просто сошла со страниц повести Грековой, которая положена в основу сценария". Для Светланы это первая роль в кино, ныне она звезда, но, к сожалению Говорухина, чересчур похудевшая. Поэтому выпавшая из ретро-контекста Но в тот период Светлана мэтру невероятно нравилась, что видно невооруженным взглядом.
Дебютанткой является и топ-шахматистка А.Костенюк. Музыка Е.Доги. Чурикова удостоена премии «Ника». Номинации: фильм и Ходченкова. Чурикова завоевала Национальную премию кинокритики и кинопрессы РФ. “Приз зрительских симпатий” на фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Сборы в России $0,6 млн. Рейтинг IMDb – 6,5/91 голос. **
Плюс мини-сериал
«ВОЗМЕЗДИЕ»
(15-17, Вт–Чт, ОНТ, 21-05)
Россия, 2009, PG. Реж. Богдан Дробязко («Небесные родственники»), Кирилл Капица ( «Мангуст»); в рол.: Григорий Антипенко (Максим Третьяков), Наталья Антонова (Полина), Григорий Сиятвинда (Денис), Андрей Руденский (Матвей), Екатерина Волкова (Александра), Борис Галкин (Спасов), Кристина Пельц (Настя), Нодар Мгалоблишвили (Шандор Закарий), Руслан Нанава (Скорп), Борис Смолкин (директор школы), Евгения Игумнова (Ю Най)
Мистический детектив для ТВ (12 серий). Будучи преуспевающим рекламистом, Максим Третьяков живет, что называется, с золотой ложкой во рту. Увы, это не спасает его от серьезных неприятностей. Возвращаясь с очередной разухабистой корпоративной вечеринки, наш герой становится участником дорожной аварии. Сначала он сбивает невесть откуда взявшегося на дороге черного пса, а затем врезается в припаркованный на обочине фургон, в котором погибает его хозяйка – пожилая гадалка-цыганка Роза. Максим мог оказаться в тюрьме, но, к счастью, доверился ловкому адвокату. Однако выкинуть неприятную историю из головы все равно не получается. Ведь к Максиму обращается муж покойной Шандор, поведав, что Роза была не просто гадалкой, а доброй феей, спасавшей человеческие жизни. Так что нашему герою не остается ничего другого, как продолжить ее миссию. Теперь Максима одолевают вещие сны, а угроза гибели близких людей больше не кажется ему пустой… Первые 6 серий поставлены видным клипмейкером В.Дробязко, а последние – К.Капицей, более всего известным по «Улицам разбитых фонарей». Рейтинга IMDb нет.