Беларусь упорно пытается стать страной победившего въездного туризма. Среди последних предложений, которые, как надеются разработчики, позволят достичь этой цели, - предоставление налоговых льгот инвесторам, занимающимся созданием туристических объектов. Предполагается, что они смогут без аукциона получить земельные участки под строительство.
По замыслу Минспорта и туризма такая мера будет способствовать появлению в стране новых объектов придорожного сервиса и кемпингов, что позволит привлечь в Беларусь европейских автотуристов. Сделать акцент на т.н. караванинг (автопутешествие с проживанием в автосредствах, прицепах или автодомах) помогла европейская статистика - 22% едущих в отпуск европейцев ежегодно выбирают автотуризм. Учитывая транзитное положение Беларуси, они вполне могли бы добавить наши города и веси в список посещаемых мест на пути, например, в соседнюю Россию. Но пока, как констатировало белорусское телевидение, 5,5 млн. трейлеров ежегодно проезжают мимо Беларуси.
Еще одна мера в поддержку въездного туризма - введение в Беларуси системы Tax Free - возврата НДС на приобретенный на территории страны и вывозимый иностранными гражданами товар. Минторг, инициировавший такую меру, полагает, что внедрение системы«будет способствовать увеличению числа туристов, посещающих территорию нашей страны, повышению объема розничного товарооборота, увеличению притока иностранной валюты, повышению имиджа нашего государства и т.д.».
Пока же туристический потенциал Беларуси развит мало. По данным Белстата, в 2010г. Беларусь организованно посетили 120,1 тыс. человек, в то время как на отдых за рубеж так же организованно отправились 414,7 тыс. белорусов.
Может ли Беларусь стать туристической меккой, корреспондент «БелГазеты» поинтересовалась у гендиректора исполнительной дирекции Международной ассоциации туризма (РФ) Павла Хабарова и исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе.
ПАВЕЛ ХАБАРОВ: «ДОБАВИТЬ СЮДА ЭЛЕМЕНТ ШОУ С МЕСТНЫМ КОЛОРИТОМ»
- Российские туристы рассматривают Беларусь как место для отдыха и развлечений?
- Спрос есть, хотя, конечно, не такой активный, как на пляжный отдых. Белорусские санатории начали активно предлагать свои услуги - они дешевле, чем в других странах. Как и в советские годы, организуются экскурсионные туры в Брест, Минск, комбинированные туры в несколько городов. Сейчас и небольшие фирмы в российских регионах начинают организовывать такого рода поездки. Развивается медицинский туризм. В Интернете активно рекламируются белорусские клиники. Они говорят, что, мол, в Москве имплантация зубов очень дорогая, поэтому давайте приезжайте к нам, у нас дешевле. Естественно, люди на несколько дней приезжают.
- Какие меры помогли бы развить туристический потенциал Беларуси?
- Огромное число людей едет через Беларусь транзитом. Например, у россиян популярны автобусные туры в Европу. Так вот их особенность заключается в том, что туристы не в Москве садятся в автобус и едут в Европу, а делают не совсем обычно - садятся в Москве на Белорусском вокзале в поезд и едут до Бреста. А там пересаживаются в автобусы и через Польшу едут кто куда - в зависимости от тура. В этом есть экономический смысл. Я бы вам посоветовал использовать эту ситуацию и каким-то образом заставлять людей на сутки оставаться в Беларуси, чтобы заодно посмотреть ее достопримечательности. Например, люди едут на экскурсию «5 столиц Европы», почему бы не приписать сюда и Минск? Но для этого белорусское государство должно заинтересовать российские турфирмы, которые такой транзит обеспечивают.
- А может ли быть интересна Беларусь европейцам?
- Я вам на это отвечу так. В Берлине только что закончилась Международная туристическая выставка. Министерство по делам туризма Египта, понимая, какая у них в стране ситуация в связи с беспорядками, недолго думая сняло павильон, еще больший, чем снимало обычно. И там разместило палатки, как те, что стояли на площади Тахрир. Вроде как «мы сейчас за свободу и демократию выступаем. И любой, кто приедет к нам в Египет, будет ощущать себя борцом за демократию».
То есть здесь смекалку нужно подключить, хитрость. Я лично вижу очень много позитивного в Беларуси. Если белорусских чиновников не хотят пускать в Европу, то можно это использовать. Можно сказать: «Мы хуже всех? Так приезжайте к нам и сами посмотрите на это. А потом мы сводим вас в баню. А потом еще куда-нибудь, и вы убедитесь, что мы не хуже, а лучше всех». Если еще добавить сюда элемент шоу с местным колоритом - купание на Ивана Купалу и разведение костров, то наверняка кто-то захочет приехать. Развитие туризма имеет еще и политический мотив. Нужно, чтобы люди приезжали и видели, что все хорошо.
СПРАВКА «БелГазеты». Павел Хабаров родился в 1973г. во Владимире. Окончил Владимирский политехнический институт. Работал в сети турагентств «Пора в отпуск». С 2009г. гендиректор исполнительной дирекции Международной ассоциации туризма.
МАЙЯ ЛОМИДЗЕ: «КООПЕРАЦИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО - ОПТИМАЛЬНЫЙ ПУТЬ»
- Можно ли сделать из Беларуси привлекательную для туристов страну?
- Беларусь и без этого с каждым годом пользуется у россиян все большей популярностью благодаря своим ценам и сервису. В первую очередь, имеется в виду санаторно-курортное лечение и отдых. Операторы, которые занимаются Беларусью, предлагают также аналогичные курорты в России и наблюдают следующую тенденцию: из этих предложений наши туристы выбирают Беларусь, потому что знают, что гарантированно получат хороший сервис по очень привлекательным ценам. По оценкам аналитиков АТОР, спрос на Беларусь с каждый годом будет расти. Правда, предварительные прогнозы показывают, что рост будет не на порядки и даже не в разы, но тенденция совершенно очевидная. Потенциал у вашей страны довольно большой.
- Беларусь делает акцент на развитии автомобильного и экотуризма…
- В России есть потенциал роста спроса на автомобильные туры в РБ. Этому способствует близость страны, доступность и определенные гарантии качества сервиса. Здесь стоит ожидать развития - в отличие от экотуризма, который не очень популярен у российских туристов. Они Беларусь в качестве страны для экотуризма вообще сейчас не рассматривают. Потребуются серьезные усилия, чтобы продвинуть именно этот вид туризма. Экотуризм может быть интересен скорее европейцам.
- Чем можно привлечь в Беларусь искушенного европейца?
- Обязательным набором для европейского туриста являются объекты, которые представляют объективную культурно-историческую и архитектурную ценность, объекты, которые каким-то образом связаны с историей человечества, и объекты, которые являются эксклюзивными.
Можно сделать акцент на национальных особенностях, интерактивных продуктах - например, когда потребитель может поучаствовать в ткачестве, вышивке, производстве льна. Такие вещи всегда интересны туристам и из России, и из Европы.
- Беларусь все-таки не Флоренция…
- Экскурсионный потенциал есть в любой деревне - что уж говорить про столицу государства. Было бы желание. Можно кооперироваться с туроператорами, чтобы предлагать совместные туры (белорусский город и какие-то российские города). Кооперация и сотрудничество - оптимальный путь для развития туристического продукта.
- Туристический потенциал двухмиллионного Минска позволит через пять лет привлечь 1 млн. иностранных туристов в год, как того хочет Мингорисполком?
- В самой цифре ничего катастрофического нет, она абсолютно реальна при соблюдении определенных условий. Должен быть предложен привлекательный туристический продукт, развита инфраструктура, предложены хорошие отели по приемлемым ценам. Если посмотреть на европейские столицы, иногда кажется, что там туристов больше, чем местного населения.
- Одной из мер, которые призваны увеличить поток туристов, называется система Tax Free…
- Конечно, нельзя рассчитывать, что введением этой меры вы увеличите поток туристов. Но отсутствие этой услуги отбрасывает страну на несколько десятилетий назад. А ее введение делает страну более цивилизованной и более адаптированной к ожиданиям иностранных туристов.
- Налоговые льготы могут привлечь российских инвесторов в белорусский турбизнес?
- Налоговые льготы - очень большое преимущество, которое делает страну более привлекательной. Но о готовности российских компаний вкладывать деньги говорить преждевременно. Сначала надо озвучить пакет льгот. И потом обсуждать детали.
СПРАВКА «БелГазеты». Майя Ломидзе родилась в 1969г. До 2008г. была исполнительным директором газеты «Туринфо». Сейчас исполнительный директор Ассоциации туроператоров России.
Источник: "Белгазета".