Ретропоезд Гродно–Поречье будет пущен к 150-летию Белорусской железной дороги, которое будет отмечаться в 2012 году.
Разработан проект создания историко-туристического комплекса БЖД на участке дороги Гродно–Поречье. Планами с «Гродненской правдой» поделился Вячеслав Швед, заведующий кафедрой белорусской культуры и регионального туризма ГрГУ имени Янки Купалы, доктор исторических наук, профессор.
– В 1862 году был введен в эксплуатацию участок Гродно–Поречье на линии первой железной дороги, которая прошла через Беларусь из Петербурга в Варшаву, – рассказал Вячеслав Витальевич. – К празднованию 150-летия Белорусской железной дороги, а также в соответствии с утвержденной правительством программой развития БЖД на ближайшее пятилетие, согласно совместному протоколу начальника БЖД и губернатора Гродненской области, предлагается в течение 2011-2014 годов разработать и реализовать инвестиционный проект «Историко-туристический комплекс УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги».
Предусмотрено создание историко-культурного центра БЖД в Гродно на улице Буденного. Ретропоезд свяжет между собой областной центр и Поречье. По маршруту будут обустроены остановочные пункты. В Поречье появится небольшой музейный комплекс. Прилегающие к железнодорожному вокзалу здания будут оформлены в стиле конца ХIХ – начала ХХ вв. Поезд планируется сделать на паровозной тяге (твердом топливе) с пассажирскими вагонами 1,2,3 классов и вагоном-рестораном, где посетителей будут обслуживать официанты в железнодорожной форме XIX века.
В здании паровозного депо ХIХ века планируется создание интерактивного музея железнодорожного комплекса. Он предоставит возможность посетителям виртуально участвовать в событиях прошлого, например, строительстве железной дороги.
Организация первого в Беларуси подобного музея важна в деле привлечения туристов в наш город. Ведь известно, что идет разработка проекта «Гродно – город-музей». Несомненно, заинтересуют и туристов, и горожан выставка старой железнодорожной техники (старый вагон для конной тяги, ручная дрезина), гостиничный комплекс в стиле XIX – XX веков, перрон в стиле XIX века с навесом для прибытия и отправления ретропоезда по узкой и широкой колее.
Согласно проекту, в Поречье предлагается разместить на втором этаже здания железнодорожного вокзала гостиничные номера, а в подвальном помещении – музейные экспозиции, посвященные истории станции Поречье, событиям восстания 1863 года. В старом пакгаузе – корчму. Неплохо было бы восстановить еще и бывшую водонапорную башню и использовать ее для обзорной панорамы железной дороги и окрестностей Поречья. Можно сделать выставку старой железнодорожной техники, оборудовать пост стрелочника, реставрировать здания трансформаторной подстанции, котельной, жилого дома (бывшего паровозного депо), мастерских дистанции пути в стиле XIX века.
В Поречье предполагается создание рекреационной зоны Гродненским мясокомбинатом. Два проекта дополняют друг друга.
НА СХЕМЕ
В Гродно
1. Интерактивный музей.
2. Макет старого ж/д вокзала ст. Гродно.
3. Выставка старой ж/д техники.
4. Гостиничный комплекс.
в стиле XIX – XX вв.
5. Кафе.
6. Перрон в стиле XIX в.
7. Скульптурная композиция с фонтаном.
8. Ретропоезд.
9. Ограждение.
11. Здание трансформаторной подстанции.
В Поречье:
1. Здание ж/д вокзала с гостиничными номерами и музейной экспозицией.
2. Корчма.
3. Водонапорная башня.
Ирина Аникевич ("Гродненская правда")