<p>Уникален по красоте северо-восточный исторический край Латвии – Видземе – с его удивительным рельефом и милыми старинными городками, хранящими отголоски множества таинственных легенд и преданий, с невероятным богатством историко-культурного наследия.</p>

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Одним из таких уютных городков является Лимбажи. Язык не поворачивается назвать его провинциальным.

В старые времена город славился филтингом, вещами ручной работы, валянными из шерсти. И даже в советское время здесь существовал профильный завод «Лимбажи филц», основанный еще в 1876 году. Сегодня же от занятия, некогда прославившего Лимбажи, и от его когда-то мощной промышленности остался лишь камерный кружок-студия.

Знаменитым было лимбажское молоко. А сегодня здесь пекут очень вкусный хлеб, который закупают даже из России.

В городе живы кулинарные традиции: их чтут и хранят небольшие, но очень «атмосферные» кафе.

А еще есть два озера: Лиелезерс, Большое, и Дунезерс, глубина которого не превышает двух метров. В советское время на Лиелезерс была олимпийская база для гребцов. А еще когда-то озеро считалось святым. Сегодня об этом вспомнили.

Городу нужна была легенда, поэтому возникла такая идея: взяли полкилограмма серебра и по маленьким кусочкам забросили его в озеро.

«Серебряная» идея возникла неспроста. В Лимбажи находится Музей серебра, где на суд зрителя выставлены изящные работы из благородного металла замечательного мастера Олега Аузерса.

Мы побывали в этом музее и даже сами попробовали поработать с металлом.

Олег Аузерс возглавляет Балтийскую ассоциацию ювелиров.

Его работы преподносились в дар от Латвийского правительства королеве Великобритании Елизавете II, бывшему госсекретарю США Мадлен Олбрайт, вице-президенту США Джорджу Бушу и российскому президенту Владимиру Путину. В качестве экспонатов сегодня они хранятся в музее серебра в Цюрихе.

«Созидать – это лучший способ творческой самореализации, – считает мастер и начинает обстоятельный рассказ об особенностях работы с металлом. – Серебро – очень специфический материал, загадочный и непредсказуемый. Можно посвятить работе несколько лет, а в момент, когда вдруг понадобится запаять какой-то флажок и работу придется нагреть, –  все рухнет в одночасье. Или взять, к примеру, виноградины на этом подносе.

Они составляются из двух половинок, и внутри сферы возникает давление. Когда возникает необходимость присоединить еще одну ягоду, то виноградину с избыточным давлением нужно нагреть. А она может «рвануть». И вот ты нагреваешь и не знаешь, в какой момент она взорвется, и это немалый риск. Я получал и ожог шеи, и даже небольшую контузию при таком взрыве.

Поднос, кстати, был изготовлен для киргизского президента Курманбека Бакиева, но парень, как известно, «в бегах», буквально нескольких дней не хватило, чтобы завершить работу, и она осталась у нас. И это не единственная работа, которую не забрали заказчики.

Вот «Летучий голландец» – корабль из оксидированного серебра с позолотой. Инициатива исходила от нашего бывшего президента, Вайры Вике-Фрейберги, изготавливался он для испанского короля, но подарку не суждено было попасть по назначению. Таким образом он и украсил наш музей.

Это аллегория нашей жизни, можно видеть, как политики взбираются по карьерной лестнице, некоторые из них не выдерживают, падают; большой сундук с драгоценностями символизирует накопительство, два друга, «отдыхающих» после чрезмерного возлияния, – пьянство; мы видим пробоины и рваные паруса – корабль стареет, и у него, как и у людей, с возрастом появляются «седины» и выпадают «зубы»…

Флаг, который вызывает ассоциации с пиратским, на самом деле – это наш эгоизм, который, по сути, продвигает нас вперед.

Море, как и жизнь, признает лишь сильных и смелых.

Здесь была проблема: при изготовлении соединить палубу и корпус. В процессе нагревания борта расширялись, и палуба падала. Но в конце концов все получилось.

После пайки цвет получается матовый белый. Это потом серебро либо полируется, либо оксидируется, либо покрывается эмалью и приобретает привычный для нас вид.

Работа под названием «Хребет народа» посвящена жертвам сталинских репрессий. Голые сучья – погибшие, а листья и желуди – это их дети и внуки, которые продолжают род.

«Капкан желаний» –  оксидированное серебро, эмаль, позолота. Символизирует ту чашу желаний, которую каждый из нас хочет наполнить. Ты хочешь откусить от яблока желаний – тебя же, в свою очередь, может ужалить змея.

Мораль такова: за все желания приходится платить! Временем, свободой, здоровьем…

Сложность работы заключалась в том, что эмаль плавится практически при температуре плавления серебра. А размеры муфельной печи не позволяли вместить это изделие. Приходилось «отжигать» горелкой, и где-то 20 листьев «пали смертью храбрых».

Этот рубанок напоминает мой первый инструмент, который дед позволил мне взять в руки.

В прошлом году в Лимбажи проходили международные соревнования в спринте на каноэ и байдарках, специально для которых мною был создан приз. Месяц потратил на то, чтобы уловить и зафиксировать форму волны под веслом: у байдарок и каноэ они отличаются!

Одна из работ называется «Любовь и ненависть». Сегодня люблю, а завтра... ситуация меняется, он уходит к другой. И в руках уже другие инструменты: сковородка… или меч. Но ненависть базируется на первом постулате: пока существует любовь, есть и ненависть, пропадает любовь – появляется безразличие…

А эта работа создавалась в 2001 году и носит название «3001-й год». Это мой подарок организации НАТО, собрание которой было у нас в первый раз в 2001 году в Доме Черноголовых и которую я, честно признаюсь, недолюбливаю.

Сегодня народы разъединяют религии, языки, различны и взгляды на мир. И через тысячу лет, когда мы, возможно, передеремся, перевоюем и, наконец, поймем, что все-таки нам лучше объединиться и дружить, что Бог един, что можно обогатить культуру, взяв что-то от соседнего народа, может возникнуть такой вот объединяющий храм! Это прообраз взаимоотношений между людьми в будущем».

Работы мастера Аузерса глубоко философичны, а еще общение с ним порой заставляет глубоко задуматься о смысле жизни. Олег рассказал нам, как при помощи серебряных пластин он выхаживал свою дочь после страшной автомобильной аварии. Помогли увлечение классической и тибетской медициной (в свое время Олег даже собирался стать медиком!), изучение медицинских и восстановительных свойств серебра. И безо всяких операций девушку с многочисленными переломами удалось вылечить!

Как известно, серебро убивает многие виды микробов, более 700 видов бактерий, обладает болеутоляющим и заживляющим воздействием. Его применение дает положительные результаты при лечении артритов, язв, астмы, аллергии. Эти свойства серебра были известны еще в древние времена, но в 30-е годы прошлого века появились антибиотики, и сегодня все болезни мы уже лечим при помощи антибиотиков. А это подрывает нашу иммунную систему!

Олег просвещает, как можно с помощью серебра снять головную боль, стабилизировать давление, вылечить насморк. Все, оказывается, довольно просто: всего-то в правильной точке закрепить на теле пластину или кусочек серебра.

Он угощает нас водой с ионами серебра. (Через серебряные пластины пропускается электричество, и вода насыщается ионами серебра, которые обладают особенностью забирать из окружающей среды в 20 раз больше кислорода, чем их объем.)

Чтобы получить столько же полезных веществ, сколько в маленьком стаканчике такой воды, понадобилось бы съесть… пару мешков капусты!

Мы спускаемся в мастерскую, где пробуем поработать с металлом. Музей, кстати, организует для желающих обучающие туры, где вместе с практическими навыками работы с металлами люди получают еще и большой заряд жизненной энергии, обретают веру в свои силы, а порой и переоценивают взгляды на жизнь.

Больше узнать о мастере и его музее можно здесь.

P.S. Автор благодарит организаторов поездки: туроператора «Авероя», ассоциацию туризма Видземе, Латвийское государственное агентство по развитию туризма и транспортную компанию LUX Express.