https://www.traditionrolex.com/8

В конце декабря туристическая компания «Экотур-6» будет праздновать свое 25-летие.  Четверть века – это очень приличный срок как для человека, так и для фирмы.  В преддверии этой знаменательной даты мы встретились с основательницей компании Мирой Баран и задали ей несколько вопросов.

– Мира Яковлевна, чем вам запомнился день, когда родилась турфирма?

– Ничем не запомнился. Дело в том, что мы сдали документы в исполком, а о том, что фирму зарегистрировали 24 декабря, – узнали только после Нового года. Но отмечаем именно 24-го.

– Как вообще возникла идея создать туристическую компанию? Бывают разные варианты: зачастую идею можно вынашивать долгие годы, а иногда она появляется, как озарение, как удар молнии – бац, и все…

– Я неоднократно всем рассказывала, что любовь к путешествиям воспитывалась во мне с раннего детства, она у меня в крови.  Мои родители были геологами, окончили Московский торфяной институт, отец постоянно возглавлял геологические экспедиции, и мы с братом ездили с родителями по всему Советскому Союзу. Мы были в Хабаровске, я видела Байкал, Иссык-Куль, жили в Новокузнецке, в Украине, на Кавказе – в Пятигорске. Родилась я в Москве, а затем мы переехали на родину отца – в Минск, здесь я вышла замуж и осталась. Так что путешествия, ощущение новизны, предвосхищение красоты, разные города – это все у меня с юных лет.

– И после всех этих путешествий и странствий, привязанности к ним, вы тем не менее выбираете ядерную физику… Где логика?

– Дело в том, что когда я была маленькой, я не ощущала того, что мы переезжаем с места на место. Это была наша стандартная жизнь, и мы не могли представить, что может быть иначе. В детстве у меня было одно серьезное увлечение – научная фантастика. Я читала просто запоем. Фантастика предполагала совершенно необыкновенный род деятельности. А что  в те времена было самым необыкновенным и прогрессивным? Конечно, ядерная физика, ядерные реакторы, атомные станции – это была наука будущего. Мне вообще хотелось достичь в жизни чего-то нестандартного, неординарного, поэтому я и пошла учиться на физфак.

– Сегодня «Экотур-6» – одна из самых известных в сфере туристического бизнеса турфирм. А с чего все начиналось, и как произошел этот нестандартный переход – от ядерной физики к туризму?

- Дело было так. Я тогда работала на МЗВТ им.Орджоникидзе на больших вычислительных машинах системщиком. Мне эта работа очень нравилась, потому что она всегда была сопряжена с серьезными задачами и требовала настоящего мозгового штурма. Но в 1990-91 годах все цеха стали закрывать, стали прекращать выпуск  вычислительной техники, которая шла не только на Союз, но и за рубеж. Специалисты стали не востребованы: кто-то занялся вязанием, кто-то читал, кто-то нашел себе другие подработки. Коллектив стал распадаться. И я стала тосковать. Мы встретились с одной моей подругой, которая уже была известна в туризме. Вот она и предложила мне организовать туристическую фирму. Будем отправлять туристов в Турцию, в Болгарию… отдыхать. Тем более, что в те времена уже появились туристы, которые  уже начинали путешествовать и  открывать другие страны. Мой муж, Сергей, поддержал нашу идею, очень много помогал, поддержал и морально, и материально. У него уже была в то время научно-производственная фирма по разработкам и производству сенсоров для датчиков. Что было в те времена хорошо - в 1991 году нас были единицы, и для нас везде был «зеленый коридор». И все идеи можно было реализовать, конкурентов не было.

- Название выбирали долго? И почему именно ООО «Экотур-6», а не пять или три?

- В те времена много говорили и обсуждали в мировом масштабе экологический туризм, и Беларусь идеально подходила для развития экологического туризма в стране. Поэтому длинное название сократили до ООО «Экотур». Но когда подали документы на регистрацию фирмы, оказалось, что в компьютере исполкома фирма с таким названием уже есть. А нам название все равно нравится! На то время  нас было 6 учредителей.  И мы тогда немного схитрили – в учредительных документах ООО добавили цифру шесть по числу учредителей. Потом, кстати, нам все время такой вопрос задавали и спрашивали: «А куда вы дели предыдущие пять фирм?»

- Свой первый офис помните?

- Конечно! Три сотрудника расположились в фойе библиотеки им.Пушкина, что за ЦУМом. Стоял стол, мы поставили два кресла, поставили табличку ООО «ЭКОТУР-6» – и принимали туристов. Из техники был только телефон. Первое интервью и статью в маленьком журнале о нас написал журналист Анатолий Гулый. Мы радовались, как дети.

- Отправляли туристов в Турцию и Болгарию, как мечтали?

- Увы! Начинали, как и все остальные турфирмы, с шоптуров в Польшу.  Почему-то у нас быстро образовалась команда, которая постоянно ездила торговать в Польшу. И эти туры продолжались до 1994 года. А в 1993 году наша сотрудница Людмила Чистякова принесла заказ от Союза предпринимателей на поездку в Чехию, в Кутну Гору. Это было начало нашей Чешской эпопеи и любви к Чехии.  В это время в Москве, в павильоне Манеж, в 1993г. проходит одна из первых туристических выставок. Я знакомлюсь на этой выставке  с Володей Зубовым(он москвич), но уже живет в Чехии, в Кутной Горе, женат на чешке Олине и хочет найти партнеров по туризму, которые привозили бы туристов в Чехию. Таким образом я нашла в Чехии своего первого партнера – Владимира Зубова, мы до сих с ним дружим, и до сих пор он проводит экскурсии для наших групп. Так мы вместе организовали первую поездку туристов в Чехию. В Беларуси об этой стране информация была самой поверхностной: туристы приходили и спрашивали: «А что мы в Чехии будем смотреть?»

- К этому времени вы уже сами знали, что там можно увидеть?

- Достаточно долго я сама возила группы не только в Чехию, но и в Италию, Францию. У нас в 1994 году появилась программа «Сиреневый Париж»,  и меня спрашивали: «Почему сиреневый?»  В 1976 году мы с мужем на целый месяц уехали во Францию к его брату. И когда в Париже вечером мы поднялись на 3-й уровень Эйфелевой Башни, весь Париж был в сиреневой дымке,  и это было очень красиво и запечатлено на наших слайдах…

В то время в  поездках в Чехию были и элементы шопинга: туристы покупали хрусталь, меха, люстры…Иметь чешскую хрустальную люстру – это была мечта каждого жителя нашей страны! Поэтому часть тех туристов, которые ездили в Польшу, процентов 30-40, стали ездить с нами в Чехию. Со многими из них мы до сих пор созваниваемся и встречаемся.

- Чехия – это ваше любимое направление. Наверное, в Беларуси совсем не осталось людей, которые бы спрашивали: «А что там можно посмотреть?»

- Да, таких людей действительно не осталось! Но мы же не ограничились одним направлением! А  в 1993 году мы уже наладили контакты с итальянскими партнерами, и в августе этого года я сама повезла экскурсионную группу в Италию. Италия тогда очень многих интересовала своей природной красотой, своей богатейшей историей. В Советском Союзе единицы простых людей ездили за границу, поэтому востребованность  маршрутов в европейские страны была необыкновенно высокой, поток туристов с каждым годом только увеличивался. За эти годы создали много хороших программ во многие страны Европы. Вместе с Волошиной Татьяной в 1997-1998 годах  создали и организовывали программу «Блистательные столицы Европы» по маршруту Прага-Париж-Лондон. Эта программа была вершиной нашего творчества в туризме. Через 20 лет  объяли всю Европу, освоили не только паромы в Стокгольм,  но и фьорды в Норвегии.  Есть авторские туры в Германию, Испанию, Австрию. И во многом развивали новые маршруты благодаря постоянным туристам, которые из разряда туристов перешли в разряд хороших знакомых и друзей. Они не давали нам застаиваться на месте, постоянно интересовались, что у нас новенького? Какие новые маршруты и страны у нас появились.

-  Считали, сколько за 25 лет через фирму прошло туристов?

- Когда в 1997 году мой средний сын Игорь сам организовал наш первый сайт в Интернете, там была система подсчетов. Мы отмечали и награждали путевками тысячного туриста, двухтысячного...десятитысячного и т.д. Сохраняли их фото, целая галерея.   Наверное, сегодня можно говорить о сотнях тысяч…

- Европа – это хорошо. Но как же быть с давними мечтами о Турции и Болгарии?

-  Когда долго и давно работаешь в туризме, то начинаешь адекватно оценивать возможности собственной фирмы и возможности своих коллег по бизнесу. И ты видишь, что, к примеру, фирма «Ростинг» замечательно работает по Болгарии, и нет никакого смысла внедряться в это направление, когда можно прекрасно работать с туроператором, которому ты доверяешь. То же самое с Турцией. У нас есть «ТЕЗ ТУР» - мы попробовали с ними работать – все отлично! Но наши постоянные клиенты стали нам жаловаться, что мы не можем им предоставить авиатуры,  и в начале 2000-х годов у нас появилось несколько удобных систем бронирования авиатуров, есть менеджер, который прекрасно работает во всех установленных системах бронирования на нашем сайте. И теперь этот специалист за короткое время может подобрать тур по любому направлению для клиента.

-  В последнее время мы очень часто употребляем слово «кризис». Но и раньше туристическая отрасль переживала непростые времена.  Какой из кризисов запомнился особенно?

- Если говорить честно, то запомнился только один – в 2011 году. Все наши автобусные туры были относительно дешевыми и регулярными. Каждое воскресенье наша чешская «Коалиция» отправляет автобусные группы по нескольким постоянным программам. Эти регулярные маршруты нашу чешскую цепочку «вытягивают» круглый год. Но с 2000 года мы плотно занялись агротуризмом,  и у нас всегда был хороший прием россиян в Беларусь. Так было и в 2011 году. Когда туристы почти перестали у нас выезжать за границу, у нас прекрасно шел прием россиян. Дело в том, что когда у туристического предприятия несколько операторских направлений, то не получается с одним направлением, страной – получится с другим направлением и с другой страной. У нас программы идут  круглый год благодаря нашей чешской коалиции.

- Нынешний год легким для туризма тоже не назовешь…

- Да, количество белорусов, которые хотят выезжать за границу, уменьшилось на 30-40%. Сегодня наш коллектив насчитывает 14 человек, это опытные грамотные специалисты, прекрасно владеющие своими направлениями, постоянно улучшают регулярные программы и создают новые, которые актуальны для настоящего времени. У нас два уютных  офиса на Сухой и новый просторный красивый офис в ТЦ «Тивали» на Притыцкого, 29. За эти годы у нас отобраны лучшие экскурсоводы по нашим маршрутам во всех городах, где проходят экскурсии, мы работаем только с проверенными давними транспортниками, у нас квалифицированные, много знающие, руководители. Я уже не говорю о наших замечательных зарубежных партнерах, которым мы доверяем и они нам доверяют. Нас обьединяют не только общий бизнес, но и искренняя дружба.  

-- Сегодня в турбизнес приходят дети тех, кто стоял у истоков отечественного туризма. Вас радует, что вы можете передать свое дело, фирму своему сыну?

-- Своего среднего сына Игоря (он программист, закончил факультет прикладной математики БГУ),  мне всегда хотелось привлечь к туристической деятельности, я никогда не настаивала, Игорь шел своим путем в туризм. Он создал хороший сайт, несколько раз сайт менял на более современную модификацию, поддерживает его, создает подпрограммы, что-то там постоянно меняет, совершенствует, внедряет. Помогает Игорю в работе  с сайтом и отвечает за актуальную информацию сайта младший брат Вадим.  С 01.01.2016 года Игорь стал директором  ООО «Экотур-6». А я исполняю обязанности его заместителя. Являюсь  в фирме консультантом, помогаю советами, делюсь опытом, веду свои любимые программы и пытаюсь создавать новые.

- Говорят, что плохое быстро забывается, а хорошее человек помнит долго. Но был ли момент, когда хотелось все бросить и уйти из туризма?

- Да, не скрою, такой момент был. Это случилось в 2005 году.  Отлично помню, как пришла в офис после вручения мне в МСиТ грамоты по случаю конкурса «Познай Беларусь» радостная и вдохновленная успехами, а мои сотрудники – основные менеджеры, 4 человека, мне обьявляют – мы организуем свою туристическую фирму и увольняемся. Я была в шоке, хотелось спрятаться. Но собрали семейный совет и я мужу и своим сыновьям говорю: «Я закрываю фирму, потому что не с кем работать!» А они мне в ответ: «Нет! Экотур-6 будет жить и работать, сотрудников найдем!» И оказались правы.

 - Каждый период деятельности отличается от предыдущего. Какую специфику вы бы отметили в работе туротрасли сегодняшнего дня?

- Не хочется произносить эту сакраментальную фразу: «Вот раньше»... Но все-таки скажу: когда туристическая отрасль находилась в процессе становления, когда необходимо было принимать какие-либо важные решения на законодательном уровне, чиновники Департамента по туризму МСиТ собирали команду, где были представители турфирм, юристы, сотрудники МСиТ. Например, когда готовился Закон «О туризме», то команда вместе с юристами обсуждала каждый пункт  коллегиально, дружно. Проводилось много совещаний. Часто собирались под патронажем замминистра Чеслава Шульги  для обсуждения наболевших вопросов. Специалисты туристической отрасли чувствовали себя нужными не только туристам, но и Минспорта, Департаменту по туризму, и, в конечном итоге, государству.  При отмене лицензирования мы кричали, писали, что нельзя ликвидировать лицензирование в области туризма, никто не захотел прислушаться к практикам туризма. В данном периоде времени наш опыт и наши знания в области туризма не востребованы, нет постоянной двухсторонней связи: турфирмы - МСиТ. 

- Мира Яковлевна, а как вы считаете, есть ли вообще предел существования турфирмы? Или наступит такой момент, когда все туристы переместятся в интернет-пространство, сами себе будут все заказывать, бронировать...

- Пределу существования турфирмы нет. Все зависит от команды, коллектива  фирмы. Что касается ухода всех туристов в интернет- пространство, самостоятельного бронирования и прочего, то считаю, что это нереально  в ближайшие 50 лет. Сейчас вопросами организации в Интернете наиболее дешевого путешествия и отдыха занимаются люди, имеющие невысокую планку заработка и старающиеся на всем сэкономить. Самые дешевые путешествия – это автобусные. И кто, как не турфирма организует эти программы для групп? Но существует немаленькая категория туристов, около 30% туристов, которые не хотят заниматься организацией своего путешествия, отдыха. Это клиенты с достатком выше среднего и они хотели бы получить качественные услуги от специалистов, заплатив за эти услуги.

- Ленивые?

- Я бы так не сказала. Просто занятые делом, бизнес у них, люди, которым некогда всем этим заниматься. Многие туристы не любят путешествовать индивидуально. Им нужна компания, и им нужно, чтобы о них заботились, опекали, водили за ручку. У нас были случаи, когда человек оставался один, скажем, в Праге, или Мюнхене, а потом нам предъявлял претензии, что он не знал, куда пойти и чем заняться. Так что на наш век подобных туристов хватит! Убеждена, что 90% успеха компании зависит от команды, от коллектива. Поэтому хочу искренне поблагодарить мой современный дружный коллектив Экотур-6 за прекрасную работу, за красивые программы, за дальнейшее движение вперед, «…через тернии к звездам!» А также поблагодарить всех моих коллег по туризму, кто был рядом все эти годы, за не зря прожитые годы в сообществе таких интересных, красивых и умных друзей, подруг, родных.  

- От всей души поздравляем с 25-летием фирмы и желаем финансового благополучия, процветания, новых маршрутов и удачи!

Беседовала Надежда СУСЛОВА

https://www.traditionrolex.com/8