Вы когда-нибудь отдыхали в пляжном отеле за границей? Если да, то наверняка замечали, что некоторые барышни идут в ресторан с сумочками, и не с театральными, для аксессуара, а с основательными и совсем для других целей. Можете не сомневаться в том, что это наши, «постсоветские» граждане! В сумочки без особого стеснения кладутся фрукты, а если отель на полупансионе, зачастую еще и бутерброды, которые потом можно слопать на пляже или на экскурсии. А ведь в правилах поведения в отеле черным по белому написано: «Выносить продукты из ресторана запрещено».
Для тех, кто правила не читает, часто вешают соответствующие запрещающие наклейки на стеклянную дверь ресторана: перечеркнутый красным «несун». И все равно сталкиваешься с возражениями: «Я же заплатил за путевку, я мог здесь съесть сколько угодно, только уже места нет, но кому какое дело, если возьму с собой?»
Во-первых, дело владельцу гостиницы – он обязался кормить вас только в ресторане, во-вторых, дело тем, кто отдыхает после вас и автоматически попадает в категорию – «русские туристы». Даже когда по-честному едят в ресторане, набирают такие тарелки, что не съесть и циклопу – ведь халява! -- оливок горьких двадцать штук в первый день обязательно возьмут, раскусят одну, остальные -- в мусор. Или баранины тарелку положат и -- в сторону, а повар потом в недоумении: «Неужели пересолил?».
«Все включено» -- хорошая штука, но для многих слишком тяжелая эмоциональная и физическая нагрузка. Желание за две недели взять максимум из возможного, то есть съесть и выпить на сумму, эквивалентную стоимости путевки, а по возможности и оставить отель в дураках, съев и выпив больше, – вот программа максимум. После такого отдыха, проведенного в баре у бассейна, многим отцам семейства необходим еще и хороший санаторий.
Смотреть в глаза усмехающемуся ресторанному персоналу гостиницы бывает стыдно -- видно, как они перешептываются на своем и улыбаются. На путевку тысячи потратили, а фруктов купить в номер, раз уж мало поесть в ресторане, слабо. С тех пор как наши туристы стали тырить в отелях фрукты, менеджеры придумали ответный ход – резать фрукты на куски! А чтобы яблоки не сохли и не чернели, их посыпают корицей – ей-Богу раньше так не делали! Все равно берут, заворачивают в салфеточку и выносят – понаблюдайте сами!
Если на памятки и предупреждения многим плевать, менталитет, говорят, такой и особенности национальной культуры, и если уж сегодня модно быть верующим и цитировать Библию, – то вот вам еще один аргумент: 3 тысячи лет назад в древних еврейских текстах было сказано – «проходя по чужому винограднику, ешь, сколько нужно, но в корзину не клади».
На самом деле персонал отеля вряд ли будет возиться с теми, кто выносит апельсины и персики, это так сказать заведомая плата при работе отеля с русскими. Но это еще не самое страшное. Вспомните глупый вопрос при чек-аут на ресепшене: «Вы взяли что-то из минибара?». Детская наивность, кто ж вам правду скажет? Сколько ходит историй о том, как взамен выпитого в минибаре в бутылку заливается слабый раствор чая. Не примите за руководство конечно... Или вот еще -- забирать из отеля «на память» полотенце и пепельницу -- наследие Остапа Бендера, укравшего у вдовы Грицацуевой золотое ситечко со словами: «Согласитесь, я не мог покинуть любимую женщину, не оставив о ней никакого воспоминания».
К стыду надо добавить, что есть немало отелей, во всяком случае в Греции, которые принципиально не работают с русскими туркомпаниями. В одном из таких отелей я успел поработать, и это был первый и последний сезон, когда отель работал с «русскими». Один из гостей (как принято называть туристов в отеле) стал жарить рыбу в новенькой, только что открывшейся «пятерке» с белыми стенами. Странные кухонные запахи не из ресторана привели владельца в полное замешательство, и, увидев, что в номере на кухонном уголке, предназначенном для приготовления детского питания, жарят рыбу, владелец пришел в негодование. Другие гости, жившие на первом этаже этого же отеля, приняли балконную дверь за основную и ходили прямо по цветнику -- на пляж, в ресторан и куда угодно. Третьи требовали на завтрак «нормального супа» и утверждали что у них на родине суп с утра -- традиционный завтрак, и раз они платят за отдых немалые деньги, то вправе требовать за них любой каприз.
И такая ситуация не только в отелях – наших видно в музеях, на пляже и в транспорте. Во время экскурсий сколько ни говори, что выезжаем с объекта в назначенный час, раньше чем через пятнадцать минут выехать не удается, а на замечания -- «резонный» ответ: «Я ж еще не последний – вон и за мной идут». И дело даже не в том, что куда-то опаздываем, а как же уважение к тем, кто уже ждет в автобусе? Жаль, что золотое правило «семеро одного не ждут» в туризме применять запрещено. И просьба о том, что в автобусе есть и пить все, кроме воды не разрешается, часто остается без внимания – каждый второй думает, что правила не для него или на чипсы не распространяется.
Если фотографировать запрещено -- это только подстегивает к действию. Там и фотографировать-то вроде нечего, но из спортивного интереса -- «заметят или нет» -- надо обязательно попробовать, хотя бы телефоном. Перелезть за ограждение и сесть тысячелетней скульптуре на колени для фото на память -- это тоже по нашей части, а вот штраф платить никто не хочет, сразу: «Моя твоя не понимай, английский не знаю, отстаньте, я не местный».
Кстати, одна английская туристка на Акрополе в Греции камень в карман подняла, ей 6 тысяч евро штрафа впаяли, и она оплатила. А немец, который у нас в Беловежской пуще случайно зубренка вместо кабана застрелил, 70 тысяч евро штрафа оплатил и еще извинился – пожалуй, это заслуживает уважения...
А нас за границей не любят. За окурок, выброшенный из форточки на белорусско-польской таможне, польский пограничник загнал наш микроавтобус в отстойник и по подозрению в контрабанде наркотиков разобрал полмашины, а затем подверг личному досмотру с пристрастием всех пассажиров! В отелях «русским» часто дают номера похуже, если такие есть, считается что все равно что-нибудь вымажут или сломают -- это горькая правда, как говорится -- из первых уст. Мы в туризме для таких номеров даже название придумали – Garbage View (Вид на мусорку). Печально, но ничего не поделаешь, нам с вами эту ситуацию и исправлять.