https://www.traditionrolex.com/8
Долгое время РСТО лоббировал интересы туризма, убеждая чиновников, что к туристическому бизнесу необходимо применять те же стандарты, которые введены по упрощенному налогообложению для предприятий бытового обслуживания. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы туристические компании оказывали наибольшие объемы услуг и не скрывали часть своей работы. Насколько мне известно, в проекте закона «О бюджете» на 2012 год туристическая деятельность включена в перечень видов деятельности, при которых можно применять упрощенную систему. Значит, исчезнет «серый» нал и компании будут показывать все услуги, а не только те, которые выгодно показывать в силу сложной системы налогообложения.

– В Беларуси принята вполне достаточная нормативно-правовая база для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, тем не менее особой активности в притоке денежных средств в обустройство инфраструктуры туризма не наблюдается. Иногда спрашивают, почему нет инициативы турбизнеса? На наш взгляд, основная причина кроется в том, что сегодня туристический бизнес, в котором в первую очередь принято рассматривать лишь туристическую деятельность по организации туров, не делает погоды в экономике страны. Доля туризма невелика еще и потому, что вопреки всем предпосылкам, которые созданы для развития этого вида деятельности, нет практического подхода в разделении интересов страны во въездном и выездном туризме и определении заинтересованности в виде создания определенных налоговых и других льгот или преференций для тех направлений, которые обозначены приоритетными.

Почему-то у многих сложилось впечатление о турбизнесе, как о роскошном, изящном и весьма прибыльном виде деятельности. Нет, туристическая деятельность – это посредническая деятельность, и компании живут только с маржи от сделки. И чтобы увидеть реальное положение дел в организации туристической деятельности, надо сделать прозрачной схему налогообложения.

Долгое время РСТО лоббировал интересы туризма, убеждая чиновников, что к туристическому бизнесу необходимо применять те же стандарты, которые введены по упрощенному налогообложению для предприятий бытового обслуживания. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы туристические компании оказывали наибольшие объемы услуг и не скрывали часть своей работы. Насколько мне известно, в проекте закона «О бюджете» на 2012 год туристическая деятельность включена в перечень видов деятельности, при которых можно применять упрощенную систему. Значит, исчезнет «серый» нал и компании будут показывать все услуги, а не только те, которые выгодно показывать в силу сложной системы налогообложения.

Мы полагаем, что введение «упрощенки» в налогообложении усилит заинтересованность туристических компаний в развитии, они смогут реально планировать деятельность и инвестиции на будущее – в приобретение автобусов или в развитие фирмы и строительство объектов инфраструктуры. Если мы хотим привлечь инвестора, наверное, надо проанализировать состояние дел в других странах и перенять лучшее, что может быть применимо и в наших экономических условиях. К примеру, в Украине в свете предстоящего чемпионата Европы по футболу 2012 года гостиницам – так по крайней мере было заявлено правительством – собираются предоставить преференции и льготы в освобождении от ряда налогов на 5–10 лет. Естественно, это вызывает практический интерес у субъектов хозяйствования, которые видят реальные шаги государства и, соответственно, могут строить собственные планы.

Предприниматель, который приходит и строит за свои кровные деньги гостиницу, инфраструктуру питания и развлечений, просчитывает, какой интенсивности существует или ожидается поток посетителей, и есть достаточно простая формула расчета выгодности объекта в зависимости от наплыва клиентов и сезонности заполнения. В этом случае элементарные вещи показывают, что надо увеличивать туристический поток. Где находится его источник? Безусловно, что один из них – в сфере снятия визовых проблем и сокращении громоздкой процедуры оформления визы в нашу страну.

Принцип взаимности, которым сегодня руководствуется МИД, сам по себе хорош, никто не спорит. Национальный суверенитет и гордость за свою страну как раз и проявляются в таком принципе. Однако в этом вопросе мы немного лукавим. К примеру, виза в Израиль для белорусов стоит 21 доллар, а виза в Беларусь для израильтян – 60 евро. Аналогичное несоответствие существует в отношении Великобритании, США и ряда иных стран. Где же тут принцип взаимности?

Мы не требуем категорически нулевую ставку или немедленную отмену виз, понимая, что сейчас государство имеет стабильный доход по линии консульских учреждений МИДа, которые работают по принципу самоокупаемости и не требуют соответствующего финансирования от государства. К сожалению, мы не знаем размер этого дохода, а неплохо было бы знать, чтобы иметь аналитическую картину. Если бы перед нами были раскрыты некоторые цифры, мы смогли бы подготовить соответствующее экономическое обоснование снижения стоимости виз для ряда развитых стран Европы и США, с учетом того, сколько в среднем оставляет иностранный гость во время пребывания в нашей стране на удовлетворение личных потребностей. Когда нас просят предоставить обоснование, мы можем руководствоваться только примерами окружающих нас туристических стран, которые уже шагнули дальше нас, не требуя сложной процедуры получения визы и доступа в страну.

Да, отмена виз – рискованный шаг и отнюдь не панацея от всех проблем в притоке иностранных гостей. Но в качестве эксперимента на это можно пойти уже сейчас, введя на определенный срок упрощенную процедуру оформления виз и снижение стоимости, и проводить соответствующий мониторинг всех процессов. У нас есть официальная справочная информация, что за последние пять лет, после изменения визовой политики и увеличения стоимости виз, в том числе и в Национальном аэропорту, объем выданных туристических виз сократился примерно в три раза. Пусть стоимость будет ниже, пусть мы немножко отступим от паритета цен в условиях принципа взаимности и пусть упростится процедура. Когда современный турист выбирает страну приезда, он в первую очередь руководствуется целесообразностью и простотой въезда в данную страну. Поэтому для того, чтобы в Беларуси появились туристы, нужна простая схема доступа в страну. Возможно, в будущем, которое пока представляется проблематичным, будут введены электронные визы по аналогии с электронными билетами, которые когда-то тоже казались нонсенсом. Любая идея проходит определенные стадии. Сначала говорят: «Этого не может быть», потом – «В этом что-то есть» и наконец – «Это всем известно».

Любые вещи нужно рассматривать в комплексе, и в туризме нужен комплексный подход к налогам, визам, инвестициям и, как ни парадоксально прозвучит (а звучит в среде турбизнеса на протяжении уже десятка лет), к созданию элементарных санитарных остановок и туалетных комнат по пути следования туристических автобусов по маршрутам, претендующим на статус национальных. Если театр начинается с вешалки, то сервис в сфере туризма и гостеприимства начинается, извините, с элементарных туалетов. В свое время Юрий Леонидович Сиваков, будучи министром спорта и туризма, проводил выездную коллегию в Молодечненском районе, и начал знакомство с придорожным кафе «Кристина» именно с туалетов, и только потом продолжил осмотр прилегающей инфраструктуры и изучил меню.

«Туалетный» вопрос все время на слуху, но дело никуда не движется и только вызывает улыбку. Уже более десятка лет мы пересказываем на различных уровнях анекдотические истории, когда иностранцам в качестве туалета предлагают лесной массив или кустарниковую зону. У одного известного экскурсовода есть даже такая присказка: «Чтоб любить Беларусь нашу милую, надо в разных кустах побывать».

Как бы это ни было грустно и смешно, при строительстве очередного объекта эту проблему необходимо решать в комплексе. Иностранец действительно восхитится прекрасной страной, ландшафтом, гостеприимством и душевностью народа, его «памяркоўнасцю» и толерантностью. Все остальное упирается в иронию и улыбку, когда негде справить туалетные надобности, потому что даже если есть на автозаправочной станции нормальный туалет, то чаще всего он не работает или его предусмотрительно закрывают. Местные предприниматели наверняка бы взялись и за строительство туалетов, вложили бы в частном порядке деньги и получали с этого небольшого объекта выгоду. Но точно так же все упирается в посетителей: если экскурсионный автобус проезжает один раз в неделю, то ни о какой выгоде не может быть и речи.

Мы подошли к тому моменту, когда решение всех насущных проблем и дальнейшее воплощение всех замыслов и планов лежит, во-первых, в консолидации усилий всех заинтересованных и, во-вторых, в комплексном подходе. Дело, конечно, не в одних туалетах. Мы живем в XXI веке и законно гордимся чистотой и обустройством белорусских городов и деревень, но это – обычное положение дел в странах Европейского региона, где из чистоты не делают объект фетишизма. Таким образом, успешно освоив известный одесский принцип: «Не надо бороться за чистоту. Надо подметать!» – следует делать последующие шаги в разработке и создании комплексных ГОСТов индустрии гостеприимства, которые будут содержать конкретный перечень услуг, полагающийся тому или иному учреждению, соответственно определять его стоимость, иметь логику в ценообразовании и быть понятной иностранному гостю, а не только соотечественникам.

На состоявшемся недавно в Беловежской пуще инвестиционном форуме была озвучена идея создать общественный консультационный совет при МСиТ. Эта идея не нова: еще при Юрии Сивакове было разработано примерное положение о таком совете, но так и осталось на бумаге. Реанимация этого предложения сегодня позволит всем заинтересованным сторонам своевременно вносить предложения, обсуждать их логичность до стадии принятия решения и консолидированно участвовать в решении проблем. Полагаем, что это несколько изменит привычную картину наблюдения со стороны за Министерством спорта и туризма: «Как это у них там – получается или все еще не получается?!». Когда мы научимся разделять не только благие намерения, но и ответственность за общее дело, тогда, наверное, можно будет говорить об определенных успехах.

https://www.traditionrolex.com/8