https://www.traditionrolex.com/8
Посетив в первый день выставку «Турбизнес-2011», я был поражен. Даже шокирован. На мой взгляд, это уровень провинциальных городов. Не скажу, что осенняя выставка в прежние годы была «супер». Естественно, весной, накануне старта очередного активного сезона, выставочная деятельность выглядит более оживленной. Но то, что я увидел 26 октября в «Белэкспо», – это шок. Я знал, что будет плохо… Но не думал, что настолько!

Посетив в первый день выставку «Турбизнес-2011», я был поражен. Даже шокирован. На мой взгляд, это уровень провинциальных городов. Не скажу, что осенняя выставка в прежние годы была «супер». Естественно, весной, накануне старта очередного активного сезона, выставочная деятельность выглядит более оживленной. Но то, что я увидел 26 октября в «Белэкспо», – это шок. Я знал, что будет плохо… Но не думал, что настолько!

В павильоне совсем мало стендов, большие проходы, пустота, половина зала практически не заполнена. В целом мероприятие – на уровне выставки в каком-нибудь областном городе – Витебске, Гродно. Но уж никак не в столице страны! По сути, это местечковая выставка.

Понятно, меня могут упрекнуть в том, что наша компания и целый ряд других фирм не экспонируются на «Турбизнесе». На какой выставочный размах в таком случае можно надеяться? Но был ли хоть малейший смысл участвовать?

В прошлом году мы брали осенью небольшую площадь на общем стенде РСТО, потому что у нас была заинтересованность: мы продвигали чартерные горнолыжные программы в Сербию, в Копаоник. Сейчас у меня тоже есть что предложить клиентам. Но чартерных программ нет. И я не вижу смысла экспонироваться на выставке только для того, чтобы абстрактно предлагать ОАЭ или Шри-Ланку! Надо предлагать собственные программы. Например, опять-таки в прошлом году мы имели блоки до Милана из Минска на горнолыжные курорты. Сейчас имеем продукт другого рода – тоже блоки, но из Вильнюса на бюджетных перевозчиках – летим авиакомпанией Wizz Air. Билеты в этом случае дешевле приблизительно на 100 евро, это весомый аргумент в пользу полетов из литовской столицы.

А вообще все последние годы «Санни Трэвел» уже воздерживалась от участия в «Турбизнесе». Хотя когда-то (думаю, многие помнят!) у нашей компании на осенней бирже были очень креативные стенды. Это был период надежд, роста, хороших ожиданий. Но тот период прошел.

Честно говоря, в определенный момент я понял, что эффективность осенней выставки равняется нулю. Как маркетинговый инструмент «Турбизнес» себя исчерпал. Плюс ряд экономических факторов, которые сегодня наносят ощутимые удары по туризму. В то же время отметим любопытный момент: на первый взгляд ничего фатального не происходит. Фирмы не закрываются в массовом порядке, пока мы не слышали ни об одном банкротстве. Объяснить это я могу только одним: компании всячески ужимаются, сокращают расходы, во многом отказывают себе – короче, приспосабливаются к новым жестким условиям.

Количество и частота туристических поездок белорусских граждан за границу уменьшается. Это очевидно. Уровень потребностей снижается.

Все летние программы вроде бы как-то продались. Но сейчас мы наблюдаем затишье и рецессию.

В принципе, что можно ожидать от белорусского туристического рынка, когда в настоящее время мы барахтаемся в волнах белорусского экономического кризиса? А впереди, если верить аналитикам, новая волна мирового кризиса… Возможно, даже не волна, а настоящее цунами.

Коллеги рассуждают в том же ключе, настроения в целом тревожные. Хотя ясно, что профессионалы надеются и выжидают. Думаю, в таком же состоянии – ожидания и надежд – находятся и потенциальные белорусские туристы. Они смотрят сейчас и ждут. Они хотят понять, как им лучше поступать, как будет поворачиваться ситуация…

Очевидно, что осенняя выставка изживает себя. Не исключено, что через год все скатится на уровень каких-нибудь отдельных воркшопов. Если ничего не изменится, в следующем году «Турбизнеса» не будет. Может быть, оно и к лучшему…

https://www.traditionrolex.com/8