«Разграничение ответственности – боль турагента». В Минске обсудили будущее белорусского туризма
2 августа представители турбизнеса встретились в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь, чтобы обсудить будущее белорусского туризма. В свете последних событий с «Натали Турс» с особым рвением обсуждали проработку реформ и способы защиты белорусского туриста.
В обсуждении участвовали:
-
директор Республиканского союза туристических организаций Валентин Цехмейстер;
-
председатель Правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый;
-
начальник управления медицинского страхования страховой компании "Белгосстрах" Людмила Кулак;
-
директор туроператора "Дитриб" Игорь Чернозипунников;
-
директор туристического агентства "А" Елена Кудлакова.
-
генеральный директор туристической компании «Топ-Тур» Сергей Цурко
TIO.BY кратко излагает позиции каждого из выступавших.
В. Цехмейстер (РСТО): В 2014 проблемы возникли у более чем десятка российских компаний, но тогда белорусские турфирмы не пострадали так, как в случае с «Натали». Сейчас пришло понимание актуальности основных вопросов в сфере туризма, пришло время для объединения с госорганами для их решения. Есть вопросы стратегического характера, когда вопросы нужно решать через законодательство – внесением поправок в закон. Мы готовим эти предложения, нужно будет под патронажем Министерства туризма создавать рабочую комиссию с участием профессионалов турбизнеса. Поправки в законодательство должны вноситься комплексно, а закон о туризме - охватывать всю индустрию. По своему опыту могу сказать, что для принятия закона понадобится примерно 3-5 лет.
Ф. Гулый (РСТИ): Есть определенные пробелы в законодательстве, которые не защищают белорусского туриста и турагента от деятельности иностранного туроператора. Эту ситуацию нужно исправить как можно быстрее. Вряд ли что-то получится сделать с теми агентствами, которые пострадали от действий «Натали турс», им придется своими силами решать проблемы туристов, но подобного нужно постараться избежать в следующем сезоне. Мы верим, что это можно решить за зиму: это необходимость, иначе люди не будут доверять белорусскому турбизнесу.
Мы выступаем за четкое разделение понятий туроператор и турагент: что они могут делать, что не могут, чем отличаются друг от друга. Мы готовы приложить все силы, чтобы решить эти вопросы как можно быстрее и разработать механизмы, которые позволят защитить туристов и турагентов. Два инструмента, за которые мы выступаем – это страхование и финансовые гарантии.
Л. Кулак («Белгосстрах»): Сегодня законодательство не дает возможности заключать договор страхования в отношении риска не исполнения договора. Чтобы ввести механизм страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение своих обязательств, необходимо, чтобы страхование законодательно было закреплено. «Белгосстрах» и другие компании предлагают страхование расходов граждан, которые выезжают за границу: риски отмены поездки, риски досрочного возвращения с отдыха. Отмена поездки по продукту, который есть в «Белгосстрах», касаются внезапных ситуаций, таких как заболевания, судебные иски, техногенные аварии, – когда турист в последние дни перед поездкой узнает, что не может ее совершить. Что касается ответственности по договору за неисполнение – этот вопрос требует обсуждения, нужны изменения в законодательстве, и мы готовы участвовать в рабочих группах.
С. Цурко («Топ-Тур»): Хочу сделать акцент, что за последние несколько лет подобных проблем не случалось с белорусскими туроператорами. Это в основном проблемы нерезидентов – иностранных компаний. Я видел выступления наших чиновников, которые говорят о страховании, фингарантиях и создании фондов. Моя позиция по поводу фондов и фингарантий: категорическое «нет!». Почему? Аналогичная ситуация в России и других странах не решила в полной мере ни один случай, подобный ситуации с «Натали турс». Практика показывает, что они недостаточно эффективны, а лишь минимизируют некоторые потери. Госорганы, принимая решение, должны думать о его эффективности – например, того же фонда: сколько это будет стоить для каждого субъекта туристической деятельности и решит ли это проблему.
Я предлагаю ввести обязательное страхование финансовых рисков туриста. Это может обезопасить каждого конкретного туриста. Может, здесь применить метод принуждения – ввести обязательное страхование? Несколько миллионов туристов выезжают: по одному доллару или евро – уже несколько миллионов. Человек должен нести ответственность за себя, беспокоиться о своих финансах.
Е. Кудлакова (турагентство «А»): Практика показывает, что фонды не работают, и даже в России они не покрывают обычно более 10% - так что внедрять этот механизм в нашу систему едва ли имеет смысл. По поводу страхования каждой поездки – это замечательно: конечно, я бы не называла наших туристов совсем безответственными, потому что, когда появились страховки от не выезда и визовых рисков, многие туристы стали страховать эти риски. Но когда мы скажем туристу застраховать риски наших партнеров, у него встанет вопрос: «почему это делаю я?». Будет сложно донести, почему клиент должен страховать мой риск как оператора. По поводу разграничения ответственности – мы двумя руками за: это боль любого турагента. Ведь суть агентской деятельности – посредничество за получение процента (а он, кстати, все меньше и меньше). И я считаю, что агент должен нести ответственность в рамках своей прибыли. А потребитель должен быть защищен страхованием или фингарантией от оператора.
И. Чернозипунников («Дитриб»): Давайте определимся: говоря о туроператорах в Беларуси, мы имеем в виду фирмы, которые имеют агентскую сеть. Нужно запретить агентам работать напрямую с иностранным оператором – иначе будет опять коллапс. Фирмы, которые имеют агентскую сеть, могут взять на себя посредническую деятельность. Они будут отвечать и брать на себя основной риск.
У нас отменили лицензирование: была добровольная сертификация. И сертифицированных у нас много, но тут такая ситуация: за сертификацию Нацагентство по туризму берет деньги. Чем больше сертифицировано – тем больше денег, поэтому о качестве этой сертификации говорить сложно. Присутствуя в аэропорту, я сталкиваюсь с тем, что туристы обсуждают фирмы, о которых я вообще не слышал! Если иностранный туроператор приходит на белорусский рынок, то пускай будет финансовая ответственность. Тогда можно спокойно работать! Я не юрист, но понимаю, что туристы, которые не вылетели с «Натали турс», своих денег уже не вернут.
Также журналисты имели возможность дополнительно пообщаться с Филиппом Гулым, председателем Правления РСТИ.
"Задач у нас несколько, - отметил Филипп Гулый. - Первая: защита национального турбизнеса. Вторая: защита туристов, чтобы они получали качественные гарантированные услуги. Третья: турагент не должен отвечать за туроператора, это несправедливо. Четвертая: туроператор должен быть профессиональным. Инструменты для решения проблем: страхование туроператорской деятельности и банкротства. Индивидуальные финансовые гарантии: есть деньги — занимаешься туроператорской деятельностью, нет денег — не занимаешься. Четкое разделение на туроператоров и турагентов — тогда получается, что турагенты могут свободно исполнять свои обязанности, не боясь ответственности за чужие деяния. Четвертое — профессиональный качественный продукт, который может быть только тогда, когда у туроператора есть определенные критерии. Это не лицензирование, а определенные нормы. Пока закон не внесен на рассмотрение: будет создана рабочая группа, которая подготовит законопроект, и в сентябре он должен выйти на обсуждение".