https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Прошлое и будущее популярного направления </strong><br /> <br /> По оценке Алексея Базылева, заместителя директора компании TEZ TOUR, по сравнению с 2007-м рост туристического потока из Беларуси в Египет в 2008 году составил 140%. Это направление имеет все шансы остаться востребованным даже в условиях кризиса, ведь Египет - это сочетание пляжного отдыха с увлекательной экскурсионной программой плюс иногда откровенно демпинговые цены и предложения - круглый год! - "горящих" туров. Впрочем, эта страна всегда была на пике популярности - с самых первых шагов на отечественном рынке. С чего все начиналось и что ожидает египетское направление в ближайшее время? Для разговора на эту тему есть особенный повод: ровно десять лет назад начались регулярные рейсы из Минска в Хургаду.</p>

Прошлое и будущее популярного направления

Виктор КОРБУТ

По оценке Алексея Базылева, заместителя директора компании TEZ TOUR, по сравнению с 2007-м рост туристического потока из Беларуси в Египет в 2008 году составил 140%. Это направление имеет все шансы остаться востребованным даже в условиях кризиса, ведь Египет - это сочетание пляжного отдыха с увлекательной экскурсионной программой плюс иногда откровенно демпинговые цены и предложения - круглый год! - "горящих" туров.
Впрочем, эта страна всегда была на пике популярности - с самых первых шагов на отечественном рынке. С чего все начиналось и что ожидает египетское направление в ближайшее время? Для разговора на эту тему есть особенный повод: ровно десять лет назад начались регулярные рейсы из Минска в Хургаду.

4-1

1994 - 1999 годы: первые шаги в пустыне

Первым Египет на белорусском рынке начинало продвигать белорусско-египетское СП "Техностар". Эта фирма по-прежнему успешно работает на своем "участке". Александр Берестов, генеральный директор компании "Техностар", вспоминает, что начинать бизнес приходилось в довольно противоречивых условиях. С одной стороны, люди хотели увидеть Красное море, пирамиды, но, с другой, эти желания сдерживались не самым лучшим экономическим положением граждан: "Цветущий май 1994 года.

Зарплата среднестатистического белоруса эквивалентна 20 долларам, в ходу талоны на 300 граммов сыра, одну пару носков; сигареты гродненской фабрики на развес в целлофановых мешочках: Люди в поисках средств к существованию, основной "выездной туризм" связан с польским шоппингом. И тут мы выходим со своим предложением по Египту.

Наши услуги оказались востребованными моментально! Первый же рекламный модуль в "Белорусской деловой газете", оплаченный на последние, оставшиеся после всех процедур регистрации предприятия деньги, вызвал шквал звонков". "Техностар" пришел на рынок как партнер ряда крупных московских компаний, в том числе с "египетскими" корнями. Естественно, что и прежде белорусы отдыхали в Египте.

Но можно представить, как сложно было приобрести путевку, если для оформления ее нужно было ехать в Москву. И вот в "пустыне", которой являлся отечественный турбизнес 15 лет назад в сравнении с сегодняшним днем, появился первый египетский "оазис". Но хотя туры продавались в Минске, летать белорусским туристам приходилось через Москву.

Александр Берестов вспоминает, что дорога была нелегкой: "Единственным способом доставки туристов на тот момент были регулярные рейсы авиакомпаний Egypt Air и российского "Аэрофлота" по маршруту Москва - Каир. Туристы прилетали в египетскую столицу, 1-2 дня проводили в Каире с разнообразным экскурсионным обслуживанием, желающие посещали Александрию и Средиземное море. Но большинство отправлялось сразу в Хургаду. В последний день отдыха туристы отъезжали автобусом из Хургады в Каир, откуда вылетали домой".

Интересно, что вначале Беларусь и Египет связывали именно туристические отношения, и лишь в 1997 году там появилось белорусское посольство, а потом начались регулярные визиты бизнесменов. Все это не могло не привести к постановке самого главного вопроса - об открытии регулярного воздушного сообщения между государствами. Впрочем, для этого потребовалось еще два года.

Александр Берестов вспоминает: "Первые чартерные рейсы по маршруту Москва - Хургада - Москва организовывались с 1995 года. Это был прорыв - в сравнении с тем, что раньше существовал только регулярный рейс в Каир. Кстати, прямой перелет до Хургады оказался дешевле. В конце 1996 года для белорусов открылся еще один маршрут - регулярный рейс Киев - Каир - Киев авиакомпании Egypt Air. Мы делали попытки организовать регулярный рейс Egypt Air в Хургаду также и из Минска, но произошло это только весной 1999 года: Ту-134 (с дополнительным баком) перевозил сначала максимум 55 человек. "Белавиа" параллельно на Ту-154 осуществляла рейс Минск - Каир - Минск, но он вскоре оказался невостребованным.

Осенью 1999 года "Белавиа" организовала так называемый "регулярный чартерный" рейс бортами Ту-134 или Ту-154 - один раз в неделю и зачастую с промежуточной посадкой в Ларнаке (Кипр). Загрузка самолета сильно зависела от сезона, поэтому в январе-феврале рейс иногда отменялся".

2005 год: определяются основные игроки

К этому времени компания "Техностар" работала на египетском направлении уже не в одиночку - трудно даже назвать фирмы, которые не предлагали бы туров в эту страну.

В это же время начинаются процессы, которые приведут к новому раскладу сил на направлении. В 2004 году организовывается чартерный рейс по маршруту Минск - Хургада - Шарм-эль-Шейх - Минск, а в высокий сезон на каждый из курортов летит отдельный самолет. С марта 2005 года консолидатором египетского рейса выступала фирма "Юнион Лайн", а "Техностар" остался одним из основных загрузчиков рейса.

В середине октября 2005 года появляется альтернативный рейс компании "Пегас Туристик" по маршруту Минск - Шарм-эль-Шейх - Минск. Однако, как отмечает Александр Берестов, "острая конкурентная борьба, демпинг приводят к приостановке рейсов в конце января 2006 года".

Египет не случайно стал яблоком раздора между компаниями. Елена Белько, заместитель директора фирмы "Л-Турс", выделяет особые преимущества Египта: "Во-первых, это круглогодичное направление.

Здесь нет ярко выраженной сезонности, в отличие, например, от Турции, куда уже в октябре прекращаются чартерные цепочки. Во-вторых, Египет - страна, которая не нуждается в специальной рекламе. Так называемое "сарафанное радио" является настолько действенной рекламой, что Хургаду и Шарм-эль-Шейх знают даже те, кто там ни разу не был, почти все мечтают туда попасть. В-третьих, Красное море - наиболее доступный на планете вариант для тех, кто ценит прозрачную воду, дайвинг, хотел бы полюбоваться на кораллы, экзотических рыб".

Проще говоря, Египет приносил быструю прибыль при минимальных затратах. Но направление имело свои "подводные камни": египтяне не всегда могли гарантировать выполнение своих партнерских обязанностей. Отказы бронировок отелей в последний день перед вылетом туристов, расселение в гостиницы более низкой категории, овербукинг, автобусы без кондиционера, исчезновение принимающей фирмы: Даже компании "Техностар", несмотря на многолетний опыт работы, приходилось сталкиваться с подобными проблемами. И тут на белорусский туристический рынок пришел новый игрок:

TEZ TOUR: пришел, увидел, победил

В феврале 2006 года TEZ TOUR открыл свой офис в Минске. Почему этот оператор почти сразу смог взять под свой контроль почти весь египетский рынок? По мнению Елены Белько, TEZ TOUR - компания, которая практически не допускает проколов в своей работе, у нее налажены стабильные отношения с египетскими партнерами, есть возможность оперативно решать проблемы в случае недоразумений между принимающей стороной и клиентами. Учитывая реалии нашего рынка, абсолютно понятно, что ни одна белорусская компания не могла соперничать со столь мощным игроком. TEZ TOUR занял подобающее ему место, а остальным пришлось принять новые правила игры. В самой компании TEZ TOUR отношения с другими белорусскими турфирмами оценивают как конкуренцию между партнерами. Никто ни на кого не в обиде. Как отмечает Александр Берестов, появление российского туроператора в Беларуси не было внезапным: наши фирмы работали с ним и до 2006 года, отправляя туристов через Москву.

Вопрос, существовали ли на рынке до февраля 2006 года белорусские операторы по Египту, остается открытым. Александр Берестов уверен: "Мы были оператором и остаемся им. Туроператор - это организация, способная самостоятельно формировать туристический продукт. Мы имеем свои "жесткие" блоки мест на каждом рейсе и имеем право работы со своими старыми партнерами.

Только экономика проживания в отелях, предоставляемый туристам высококлассный сервис, гарантированное экскурсионное обслуживание и надежность в работе привели к тому, что в 99,9% случаев нам интереснее и выгоднее бронировать прием у TEZ TOUR".

В других белорусских туркомпаниях, активно занимающихся Египтом, также подтверждают сохранившуюся возможность быть туроператорами на направлении: "TEZ TOUR фрахтует самолет у "Белавиа", а мы берем у TEZ TOUR блоки мест. Но у нас есть своя отельная база, т.е. мы предоставляем клиентам те гостиницы, которых нет у TEZ TOUR. Однако согласно договоренностям, "наших" гостиниц должно быть не более 30% от общего числа. Учитывая все это, мы можем утверждать, что формируем свой собственный турпродукт".

Киев или Москва?

Но кто бы ни был оператором и сколько бы их ни существовало на рынке, потребителю туруслуг важно, как те или иные тенденции на направлении отразятся на его личном кошельке. До сих пор в поисках выгоды турист маневрирует между Минском, Москвой и Киевом. Ясно, что Минск - наиболее удобный пункт вылета. Но альтернатива остается, и многие ею пользуются: российские и украинские предложения из-за большей конкуренции компаний на рынках нередко выгоднее белорусских.

По подсчетам Александра Берестова, поток белорусских туристов в Египет в прошлом году разделялся так: 10% - через Москву, 20% - через Киев, 70% - через Минск. Елена Белько объем полетов через Москву оценивает в 20%. В районе Нового года вылеты из Москвы и Киева были особенно популярны из-за довольно низких цен.

Полина Хадкевич, глава белорусского представительства компании "Пегас Туристик", традиционно предлагающей богатый выбор вылетов из Киева, сегодня говорит о следующей тенденции. Если летом трансферы из Минска в Киев превышали количество аналогичных рейсов в Москву, то сейчас туристы предпочитают вылеты через российскую столицу. Все дело, опять же, в цене. Кризис не помеха

Алексей Базылев констатирует, что в результате кризиса "значительно сократился объем предложений по вылетам из Киева и Москвы. Объем программ из Минска на египетском направлении находится на уровне прошлого года".

По словам Александра Берестова, в 2008 году были периоды, когда из Минска на Египет в месяц уходило 24 борта Ту-154 (против 3-4 в 2005-м). Сейчас, в традиционно низкий сезон, в Египет летает две цепочки в Хургаду и одна в Шарм-эль-Шейх. Однако, по мнению руководителя компании "Техностар", делать какие-то далеко идущие выводы пока рано: "Глубиной продаж мы удовлетворены, туров на февраль почти не осталось".

И это при том, что январь-февраль - традиционно низкий сезон в Египте. Статистика же перелетов такова: в феврале 2007 года в Египет отправилось 3 самолета, в феврале 2008-го - 5 самолетов, на февраль 2009-го запланировано 9 самолетов.

Между тем, в более мелких компаниях отмечают, что январь отработали практически без прибыли. Тенденция такова, что стало больше "горящих" туров как из Москвы, так и из Минска. Однако Алексей Базылев придерживается иного мнения: "Количество "горящих" туров не то что не превысило по уровню аналогичный период прошлого года, а, наоборот, сократилось".

Что же ждет египетское направление - сохранение объемов прошлого года как минимум? А.Берестов смотрит на ситуацию спокойно: "Прогноз на лето даю хороший. Те клиенты, которые привыкли и полюбили отдых за границей, вряд ли будут выращивать картошку на дачных участках. Поскольку отдых в Египте сочетает в себе доступную стоимость проживания в комплексе с высококлассным сервисом и прекрасными климатическими условиями, возможен отток туристов с других, более дорогих направлений на египетское. Пока в своих планах мы отталкиваемся от загрузки прошлого года, но в голове держим возможное увеличение частоты рейсов".

Видимо, так и будет. По крайней мере, А.Базылев уверенно заявляет: "Прогноз на будущее оптимистический. Этим летом будет много работы". А тем временем в Москве глубина продаж доходит до марта, а средняя стоимость тура в Египет колеблется в диапазоне 400-600 долларов. В аналогичный период прошлого года встречались предложения по 100-200 у.е., и поэтому российские аналитики считают, что сегодня ситуация на рынке неплохая.

В общем, по оценкам экспертов, падения спроса на Египет нет и не предвидится.

https://www.traditionrolex.com/8