И организует флешмоб!
Наступающий сезон обещает быть интересным. Трудным, непредсказуемым, но интересным. Недавно прошедшая выставка «Отдых» очень ярко продемонстрировала неоднозначность происходящего на туристическом рынке: например, часть игроков предпочитает в эти сложные времена не рисковать и сохраняет в активе только проверенные, отработанные направления, а расширение деятельности откладывает до лучших времен. Другие напротив – используют этот непростой период, чтобы не только выйти на новые направления, но и существенно потеснить конкурентов. В оценке перспектив грядущего сезона тоже нет единодушия – одни находятся чуть ли не в эйфории от цен, предлагаемых испуганными отельерами некоторых стран, и предрекают в связи с этим повышение спроса и стабильные продажи. Другие отмечают, что клиентов сейчас интересуют только размеры скидок, на которые приходится идти даже за счет собственной прибыли, так что ни о каком успешном бизнесе даже невозможно говорить. В этой ситуации, когда в воздухе в одинаковой мере витают как надежды на удачный год, так и почти панические настроения, любопытно узнать мнение крупных туроператоров, которые не только во многом определяют политику на белорусском туристическом рынке, но и не понаслышке знают о состоянии дел на рынке российском. О сегодняшнем положении турбизнеса, надеждах сезона и новых направлениях рассказывает директор белорусского представительства компании «Натали Турс» Ольга Вышинская.
– Ольга, по тому, как начался этот год, можно ли сделать прогнозы по поводу его дальнейшего течения?
– Мы начинали год осторожно, хотя и планировали рост – в среднем на 30%. Сегодня уже можно смело сказать, что темпы продаж опережают аналогичный период 2009 года и примерно достигли уровня 2008-го.
– Значит, кризис закончился?
– Говоря о темпах продаж, я имела в виду количество туристов, которые приобрели туры нашей компании, и эта цифра действительно сравнялась с цифрами 2008 года. В то же время нельзя сказать этого об оборотах компании – они уменьшились, что вполне объяснимо: сегодня мы заключаем контракты на других условиях, не сравнимых с докризисными.
– Какие еще тенденции нынешнего года можно отметить?
– Как никогда раньше пользовалась популярностью система раннего бронирования. В некоторых случаях скидки достигали 35%, спрос был огромным – по некоторым нашим отелям мы выбрали квоты и уже получили дополнительные на первые летние месяцы.
– С чем связана такая популярность раннего бронирования? Ведь эта услуга предлагается на нашем рынке далеко не первый сезон.
– Думаю, что причин здесь может быть две. Во-первых, скидки в этом году были настоящими, которые давали человеку реальную экономию на путевке. Во-вторых, сыграл свою роль отложенный спрос – люди, отказавшиеся от отдыха в прошлом году из-за кризиса, в этом году начали готовиться к поездке заранее.
– Что можно сказать о ценах нынешнего сезона по сравнению с прошлогодним? Различные источники то и дело сообщают, что отельеры еще одной страны пошли на уступки… Отразится ли это на стоимости товара для конечного потребителя турпродукта, туриста?
– Ценовую политику «Натали Турс» в нынешнем сезоне я бы назвала взвешенной. Как я уже отмечала, возврата к докризисным ценам не произошло, отношения с отелями строятся на других принципах. Однако на некоторых направлениях мы наблюдаем превалирование спроса над предложением. Например, Испания с вылетом из Минска пользуется повышенным интересом – на первый вылет 5 июня все места проданы. И сейчас на испанском направлении можно наблюдать нетипичную картину: обычно ближе к дате вылета туры начинают «подгорать» и соответственно дешеветь, в данном случае происходит обратное – ближе к вылету цены повышаются.
– Возможно, это сигнал к тому, что перевозку можно увеличить?
– Не думаю, что белорусскому рынку сегодня нужен еще один чартер на Испанию, это преждевременно и приведет только к демпингу и ценовым войнам.
– Многие считают, что здоровая конкуренция является в некотором роде двигателем бизнеса…
– Конкурировать можно по-разному. Типичное проявление конкурентной борьбы можно увидеть на примере любого популярного отеля, с которым работают несколько туроператоров. Каждый из них в меру своих возможностей заключает с отелем контракт на каких-то условиях, лучше, хуже или одинаковых с другими, затем предлагает свой продукт туристам, привлекая их скидками и спецпредложениями. Но ведь речь идет об одном и том же продукте – отдыхе в отеле определенного уровня, который не меняется в зависимости от того, кто его продает, не приобретает каких-то других качеств. И турист в данном случае выбирает не турфирму – он выбирает лучшую/меньшую цену. Это простейший пример ценовой конкуренции, которая вряд ли способствует движению вперед. Компания «Натали Турс» выбрала для себя другой путь: мы предлагаем на рынке не цены – мы предлагаем оригинальный эксклюзивный турпродукт.
– Что же нового, помимо стандартного наполнения тура – виза, страховка, дорога, отель, экскурсии – предлагает «Натали Турс»?
– Уже несколько лет наша компания планомерно движется к созданию системы клубного отдыха от «Натали Турс» – возможно, через какое-то время мы придем к классической схеме клубов уровня Club Med или Robinson. Пока же мы предлагаем концептуальные туры на базе ряда отелей, с которыми у нас подписаны эксклюзивные контракты – т.е. все русскоязычные клиенты с просторов СНГ в таких гостиницах это туристы «Натали Турс».
– Подобную схему работы «Натали Турс» использует в программе «Взрослые и дети».
– Да, и эта программа пользуется все большей популярностью. Напомню, что в отелях, где действует программа «Взрослые и дети», работают специальные детские клубы: дети с 6 до 12 лет становятся участниками программы «Пиратское лето с «Натали Турс», малышей с 2 до 5 лет ждут «Полосатые каникулы». В наших клубах работают замечательные, естественно русскоязычные аниматоры, дети вместе с ними не только играют и развлекаются, но и постоянно чему-то учатся, познают мир. Ребенка можно оставить в клубе как на час, так и на более продолжительное время – родители в это время могут отдохнуть или, например, съездить на экскурсию, которая для детей слишком утомительна. Отзывы по программе «Взрослые и дети» – это сплошной позитив, уже несколько лет мы получаем только благодарности, как от взрослых, так и от маленьких клиентов. Думаю, что это отличный пример турпродукта, который может конкурировать не по цене – он кардинально отличается от того, что предлагают другие операторы.
– В этом году программа «Взрослые и дети» как-то изменится?
– Программа по-прежнему доступна клиентам «Натали Турс», выбравшим отдых в Испании (на курортах Коста Брава, Коста Доурада или острове Майорка), в Греции (на островах Крит и Родос), на Кипре. Но, конечно же, мы не останавливаемся на достигнутом. И в нынешнем сезоне представляем новый продукт: расширенную программу тура «Взрослые и дети», которую мы дополнили анимацией для взрослых. Мы запускаем ее пока в трех базовых отелях – на курорте Коста Брава, островах Майорке и Крите. Идея программы в том, чтобы найти подходящее занятие для каждой категории туристов – молодежных компаний, семей, одиноких людей. В задачу наших аниматоров, прошедших специальное обучение в Москве, входит заполнение досуга туристов – здесь будут и привычные активити вроде пляжного волейбола или аквааэробики, но это совсем не аналог турецкой или египетской анимации. Это будет нечто вроде клуба по интересам, где каждый найдет для себя занятие по вкусу. Умеете играть в «Мафию» или хотите попробовать, что это такое? Добро пожаловать на «Ночь итальянских страстей»! Предпочитаете игру «в слова»? Для вас – командная игра «Активити» с угадыванием слов с помощью пантомимы, рисунков и т.д. Для «папарацци» организуется фотоохота на заданную тему с призами, для любителей развлечений с адреналином – фотоквест «Ночной дозор». Мы даже флешмобы планируем организовывать – с участием всех постояльцев отеля!
– Здорово! Например, в одно прекрасное утро все выходят чистить зубы к морю…
– Идей у нас много, но главная – сделать отдых человека по-настоящему насыщенным и незабываемым. Представляете себе, сколько одиноких людей отказываются от мысли поехать куда-то отдохнуть, потому что боятся не найти себе компании? Таких людей на самом деле очень много! Семейные пары тоже не против найти себе единомышленников и занятие, даже молодежь ждет, что ее будут развлекать. Поэтому в наших планах дальнейшее развитие концептуальных туров.
– Что еще нового приготовила компания к сезону? «Официальными» новинками «Натали Турс» считаются Австрия и Египет.
– Действительно, в этом году компания вышла на австрийское направление. Более того – если говорить о горнолыжном отдыхе, то в этом сегменте контрактинг уже завершен. Но мы решили не ждать наступления зимнего сезона и предлагаем различные австрийские программы уже сейчас. Это самые разнообразные варианты: «городская Австрия», сити-брейки, недельный маршрут «Вся Австрия», тур-дискавери «Вена – Будапешт – Прага», который появится в ближайшее время. Очень интересное направление, с большими перспективами. Что касается Египта, то выход на это направление состоялся пока на российском рынке – из Москвы мы летаем с сентября, в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Из Минска перевозку в Хургаду планируем начать осенью. Впрочем, на этом направлении мы тоже можем предложить туристам нечто эксклюзивное – это несколько вариантов круизов по Нилу. В отличие от других подобных предложений на рынке, это не программа индивидуального характера, которую нужно формировать по запросу, а стандартный турпродукт, который можно бронировать в режиме онлайн. В программу этого тура включены круиз и отдых на побережье различной продолжительности. Думаю, что осенью, когда мы выйдем на белорусский рынок, это предложение заинтересует белорусских туристов.
– И все же основной страной, с которой ассоциируется компания «Натали Турс» у туриста, была и остается Испания. Какие новости произошли на этом направлении?
– На нашем главном направлении появилось новое предложение – отдых на Майорке с вылетом из Вильнюса. Как нам кажется, он будет пользоваться стабильным спросом: это любимая белорусским туристом Испания, но в то же время нечто новое – островной отдых. Цены сопоставимы с московскими, мы также предлагаем организацию трансфера до Вильнюса, хотя многие предпочитают добираться сами – это совсем несложно. Как я уже отмечала, спрос на Испанию в этом году повышенный, мест на июньских вылетах из Минска осталось не так уж много – возможно, отдых на Майорке поможет его частично удовлетворить.
– Многие ожидают, что хитом нынешнего сезона станет Греция…
– Наша компания занимается в основном отдыхом на греческих островах. Турист, выбирающий островной отдых, отличается от обычного – он более требовательный, а также зачастую более опытный. Из Минска мы по-прежнему предлагаем отдых на Крите и Родосе. Произошли изменения частоты полетов на Крит, в связи с чем длительность тура теперь составляет 10/11 ночей – также, как и на Родосе. Хочу обратить внимание на наличие разнообразных интересных предложений – например, апгрейд по питанию или бесплатное проживание 2-х детей.
– Еще один остров – Кипр – планирует «возвращение» на белорусский рынок.
– Действительно, мы значительно увеличили свой блок на рейсах в Ларнаку. Главное отличие наступающего сезона – это очень большое количество спецпредложений от отелей. Хочу обратить особое внимание на наш тариф «специальный» – под этой маркой мы собираем наиболее интересные, иногда даже уникальные предложения. Например, различного рода апгрейды – по питанию, количеству ночевок, набору услуг, снижение цен на проживание в какой-то конкретный период, специальные цены для детей, молодоженов, акции и подарки – все это можно получить, воспользовавшись тарифом «специальный».
– Планирует ли «Натали Турс» расширение работы на итальянском направлении? На сайте компании можно найти массу интересных, нестандартных вариантов с вылетами из Москвы, а из Минска почему-то такого разнообразия нет…
– Все упирается в перевозку. К сожалению, квота мест, которую получила наша компания на итальянском чартере в этом году, еще меньше прошлогодней. В таких условиях трудно думать о расширении программ, но Италия как направление имеет очень большие перспективы, так что мы думаем над возможными путями изменения ситуации.
– Будет ли «Натали Турс» дальше осваивать турецкое направление?
– Тут скрывать нечего и можно сказать вполне откровенно: «Натали Турс» – не турецкая компания, и даже турецких корней у нас нет. Поэтому сегодня нам сложно конкурировать с другими известными игроками на этом направлении. Мы решили пойти своим путем и резко сократили количество отелей, с которыми будем работать: оставили лишь те, с которыми нам удалось установить особые отношения, позволяющие получать конкурентоспособные цены. Свои продажи мы планируем сконцентрировать в отдельных отелях. Результаты такой политики можно будет оценить в конце сезона. Компания «Натали Турс» всегда выбирает свой собственный путь – касается ли это выхода на новое направление или способов борьбы с ценовой конкуренцией. И в большинстве случаев такой подход приводит к положительным результатам.