L'enfant d'en haut, Франция – Швейцария, 2012, 97 мин., R. Реж. Урсула Мейер («Дом»); в ролях: Кейси Моттет Кляйн (Симон), Леа Сейду (Луиза), Мартин Компстон (Майк), Джиллиан Андерсон (Кристин Янсен), Жан-Франсуа Стевенен (шеф-повар), Янн Трегуэ (Бруно)
Жанр. Психологическая драма с криминальными мотивами.
Выбор. После представления двух картин «оскарной» программы с летними сюжетами подумалось, что надо бы вспомнить и про горнолыжный сезон. А он в «Сестре», фильме, отмеченном на Берлинском МКФ и выдвигавшемся на «Оскар» от Швейцарии, является очень важным обстоятельством.
Место действия. Съемки, связанные с горнолыжным отдыхом, проводились в южно-швейцарском франкофонном курорте Вербье. Он входит в область катания «4 долины», где оборудовано более 400 км подготовленных трасс с единой сетью подъемников. Вербье расположен на высоте 1500 метров, рядом с вершиной Гран Сен Бернар между Маттерхорном и Монбланом. Здесь ежегодно проводится чемпионат мира по фрирайду. Вербье пытается конкурировать с французскими курортами, в т. ч. с Куршевелем. Важная для событий «Сестры» дом-башня находится в Массонжексе, городке с населением 1700 жителей.
Чернуха по-швейцарски. Впервые отправляясь в Швейцарию, я имел некоторые ожидания, которые, несмотря на свойственный мне скептицизм, увиденные реалии заметно превзошли. Это был тот случай, когда и в жанре рекламной статьи не требовалось кривить душой. Но я был туристом, а обычная жизнь не входила в программу поездки, и ее стоит посмотреть на экране. По нашим меркам, ничего страшного, но у швейцарцев иные представления о «дне». Поэтому и сопереживаешь неполной семье, которая живет в уютной квартирке в высотке и не желает вписываться в рамки законов и приличий, более того, паразитирует на них.
Тревожная безмятежность. Кто бывал на швейцарских курортах, тот впитал присущее им настроение всеобщей приязни, благожелательности, вежливости. В такой обстановке и в голову не приходит, что следует не расслабляться, а когда отправляешься выпить кофе или помыть руки – следить за своими вещичками, среди которых немало дорогостоящих. 12-летний Симон вырос возле этого благополучия, воспринимает как должное и пользуется по-своему. Более того, если сравнить такой вид отдыха с круизным лайнером, то наш герой является на нем … крысенышем. Промышляет, как эти зверюшки, чтобы выжить. Симон, приобретя недешевый ски-пасс, ездит наверх к трассам, словно на службу, чтобы воровать. Прихватывает все, что оставлено без присмотра: куртки, перчатки, очки, бутерброды из школьных рюкзаков. Он знает, как остаться незамеченным, что сразу вывезти, а что пока припрятать неподалеку от трассы. Симон устает шлепать в горнолыжных ботинках, а дух переводит, попивая кофе из ворованного термоса, запершись в туалетной кабинке. Многие из вещей ему заранее заказывают знакомые, но важнее всего унести и сбыть лыжи. Симон здорово разбирается в их марках и, хотя продает впятеро-вшестеро дешевле, чем в магазине, может содержать и себя, и свою юную непутевую и любвеобильную мамашу (которая пробуждает в мальчике не только сыновьи чувства). Разумеется, он рискует, но помогает самоуверенность, с которой он «работает», и то, что раскусивших его тоже можно соблазнить легкими деньгами. При этом совершенно очевидно, что «розового» финала в этом фильме не будет, тем более что заканчивается зимний сезон и следующего еще нужно дождаться…
Не реклама, но предостережение. Разумеется, этот фильм создан не для того, чтобы привлекать туристов в Швейцарию, однако даже мне, отнюдь не фанату горных лыж, бередят душу планы со специфическими пейзажами и перемещениями персонажей на разных видах подъемников. Заметно и то, сколь ловко здесь все устроено для отдыха благопристойных курортников, а то, что в этой среде водятся воришки – кто же этого не знает? Бросать свое снаряжение где попало не рекомендуется ни в одной стране.
Прочая информация. Украшение картины – яркие актерские работы, в том числе сыгранные известными мастерами. Создатели фильма удостоены наград ряда кинофестивалей, включая феминистский и детский. Съемки проводились зимой 2011 г. В Швейцарии фильм посмотрели 33 тыс. зрителей, а во Франции – 97 тыс. Бюджет Ђ4,6 млн.