За «полчаса» до весны совсем не хочется писать о подорожавших отелях, срочных визах и очередях в посольства. Хочется думать и говорить только о хорошем! Например, о том, что в эту пятницу на наш континент придет весна, а мы всей редакцией отправимся в небольшое путешествие, во время которого отметим ДР нашей любимой газеты. «Туризму и отдыху» стукнуло целых 19 лет!
Вообще что-что, а думать о хорошем «ТиО» умел всегда. Чтобы в этом убедиться, мы пролистали подшивки газеты и попытались вспомнить, о чем мы писали и думали все эти годы в ожидании весны.
Вот, например, № 5, февраль 2000 г.
Всем-всем-всем! «Туризм и отдых» предлагает бесплатную рекламу в Internet (да, прямо так и написано: с большой буквы и по-английски. – Прим. ред.).
«Хотите – верьте, хотите – нет, но у вас, уважаемые коллеги, появилась возможность бесплатно прорекламироваться. Правда, только в Internet и только на сайте нашей газеты. Вот уже несколько месяцев многие читатели знакомятся со свежими номерами «ТиО» через Internet. Разрабатывая концепцию популяризации своего сайта, мы приняли решение ввести новую рубрику: «Предлагают белорусские турфирмы». Если учесть, что сегодня наш сайт ежедневно посещает как минимум 10 представителей турбизнеса из ближнего и дальнего зарубежья, то вероятность того, что вам удастся найти новых партнеров за пределами Беларуси, очень велика».
Что ж, в своей святой простоте (целых 10 представителей турбизнеса!) мы были настоящими оптимистами и не ошиблись: за 13 лет посещаемость сайта tio.by «немножко» выросла. Сегодня мы ежедневно фиксируем около 3–4 тысяч посещений и около 8–10 тысяч просмотров страниц!
№ 9, март 2002 г.
Накануне главного весеннего праздника наша редакция решила поговорить о любви и выдала материал «Как выйти замуж за иностранца? Нужно работать в турфирме!»
«…Оказывается, белорусские туристические фирмы – это прекрасный плацдарм для желающих найти свое счастье за границей. Как удалось выяснить корреспонденту ТиО, начало этому процессу было положено еще в первые постперестроечные годы, когда пал «железный занавес» и мы увидели, что за ним живут люди. Первыми тогда были сотрудницы «Белинтуриста». Они знакомились с иностранцами во время ведения деловых переговоров. Вслед за банальными бизнес-контактами рождалось чувство. Девушки выходили замуж и уезжали кто в Австрию, кто в Грецию, кто в Финляндию, кто в Италию.
То же самое происходит и сегодня. Так, например, из фирмы «АлатанТур» за 2000-2001 годы уехали три сотрудницы. Менеджер отдела туризма вышла замуж за немца и теперь живет в Германии. Секретарь-референт вышла замуж за гражданина Швейцарии. Менеджер визового отдела вслед за мужем-итальянцем уехала в Италию и живет сейчас где-то в районе Вероны.
Совсем иная ситуация в фирме «Топ-Тур». Если в других компаниях за рубеж уезжают девушки, то «Топ-Тур» покидают преимущественно мужчины. В течение года на постоянное место жительства в США уехали заместитель директора и директор. Бывший начальник отдела турфирмы эмигрировал в Канаду и работает там переводчиком».
Не знаем, насколько актуален вопрос утечки туристических кадров за границу сегодня, но то, что работа в редакции нашей газеты также сопутствует смене картинки за окном, – несомненно. Наши бывшие сотрудники сегодня живут и здравствуют в Швеции, Германии, Мексике, Канаде и других странах.
Кстати, листая подшивки, мы заметили, что до 2009 года в феврале-марте о раннем бронировании нами не было написано ни одного слова! В первой десятке «нулевых» мы писали о чем угодно – о книгах, о свершившихся поездках, о жалобах и благодарностях туристов, но только не о летних турах. Справедливости ради нужно сказать, что тема «раннего бронирования» звучала, но только в некоторых рекламных объявлениях. Представьте, что всего несколько лет назад первые летние продажи начинались только после апрельской туристической выставки.
Например, в 2009 году (№ 7, 26 февраля) наша газета писала о том, «Есть ли отдых в марте?»:
«В туристическом бизнесе время с января по апрель традиционно считается «тихим» сезоном, когда операторы и агенты готовятся к летним программам, а представители других профессий составляют график отпусков. В марте понемногу набирает обороты акция «Раннее бронирование», но активные продажи новых туров начнутся только после выставки «Отдых», которая в этом году будет проходить с 1 по 4 апреля. Поэтому тем, кто готов отправиться в путешествие с первыми лучами весеннего солнца, турфирмы пока предлагают зимние направления».
И вот 2010 год. В февральском № 7 «неожиданный» (по тем временам) материал «Строим планы на лето!». Цитируем:
«Сезон отпусков еще нескоро, но мы решили, что узнать предварительные планы белорусов на лето интересно будет всем – и сотрудникам туристических компаний (они волнуются, пожалуй, больше всех!), и туристам. С этой целью мы вышли на улицу и задали минчанам несколько вопросов. Наши респонденты – люди разного возраста (от 21 до 55 лет) и рода занятий – постарались ответить на следующие вопросы: «Где вы собираетесь провести свой отпуск?», «Какую сумму рассчитываете потратить?», «Где отдыхали в прошлом году?» Удивительно, но многие уже, оказывается, имеют достаточно ясные представления о своем отдыхе в этом году.
Интерес в этом материале вызывают не итоги опроса – там все стандартно (Крым, Турция, белорусские озера), а сам информационный посыл: «Мол, рановато, конечно, для планов, но все же…»
То, что всего каких-то 3 года назад строить планы на лето в феврале было не принято, подтверждает и интервью с одним из консолидаторов авиацепочек. На вопрос по поводу летних пакетов специалист отвечает: «Наша полетная программа сверстана, но окончательных цен еще нет». Лед тронулся в 2011 году. Клиент дозрел и понял, что «думать о хорошем» (о предстоящем отдыхе) стоит начинать гораздо раньше. Вот лишь некоторые заголовки из газеты № 7 (февраль, 2011 г.): «Отельеры Греции снижают цены на 10–35%», «Первый чартер на Сплит полетит 7 июня», «На Сицилию и Корфу поедут клиенты, которые предпочитают перемены». Прогресс налицо! Действительно, тот год стал самым оптимистичным в плане результатов раннего бронирования. Тогда по итогам продаж турфирмы говорили о том, что за пару месяцев акции было реализовано около 30% всех планируемых туров. К сожалению, мы помним, каким получилось лето-2011. Рухнул белорусский рубль, в обменниках исчезла валюта, а ряд громких премьер был отложен до лучших времен.
Но мы же верим в лучшее! В 2012 году полетная программа была сверстана гораздо оперативнее, и уже 1 марта в газете № 8 появился материал «Чартерный рейс в Турцию уже в апреле откроет летний сезон 2012 года», в котором мы подробно рассказали обо всех чартерах с вылетом из Минска. Итоги прошедшего сезона, напомним, стали очень и очень обнадеживающими. Как результат – уже под занавес уходящего года туроператоры объявили (а наша газета, естественно, быстренько написала!) о желании открыть для белорусов совершенно новые пляжи – Майорки, Закинфа, Пелопоннеса, Крка.
Что ж, в этом году ожидание весны проходит ну очень активно. Турфирмы уже в феврале работают практически, как в мае. По большому секрету (и только нашим читателям) сообщаем: учитывая хороший старт продаж на «раннем бронировании», консолидаторы собираются поставить дополнительные борта сразу по нескольким направлениям. По-нашему, так отличная новость накануне весны!
В общем, с праздником, «Туризм и отдых», и хороших новостей всем нам!
Подшивки листала Екатерина АПАРИНА, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА