https://www.traditionrolex.com/8
<p>Конец мая для меня прошел под знаком агротуризма – тренинг-семинар для журналистов в Гродно и День открытых дверей 26 мая, поездка на усадьбы Кобринщины… После таких командировок поневоле будет сниться деревня!</p>

Надежда СУСЛОВА

Конец мая для меня прошел под знаком агротуризма – тренинг-семинар для журналистов в Гродно и День открытых дверей 26 мая, поездка на усадьбы Кобринщины… После таких командировок поневоле будет сниться деревня!

domik_v_derevne

А если серьезно, то есть повод задуматься об этом направлении туризма, отбросив победные реляции, бой барабанов и бросание чепчиков в воздух. За десять лет, прошедших с момента создания в Беларуси первой усадьбы, многое изменилось. Эти перемены свидетельствуют о том, что агротуризм – дело очень живое и динамичное. Невиданной новинкой, которая удивляет зарубежных и отечественных экспертов, можно считать резкий рост количества домиков в деревне. Изменилось и внутреннее содержание этого туристического бренда. Появилось такое доселе неизвестное и непонятное слово – «кластер». Кстати, это зарубежное словечко крайне раздражает хозяев усадеб, которые просят заменить его на «наше, белорусское». Впрочем, мнения не совпадают. Насмешила хозяйка усадьбы «Домашний очаг», что на Гродненщине, которая возмущалась: «Что это за кластер какой-то! Вот мы с коллегами придумали замечательное русское (!) название – дисконтный клуб!».

О том, что к агротуризму можно относиться нестандартно, говорят фольклорные праздники и обряды, проводимые в усадьбах. К примеру, я уже раза четыре с большим удовольствием «выходила замуж» на Лепельщине, участвуя в замечательном веселом празднике «Женитьба Терешки», а если звезды совпадут, то поеду еще и на Купалье. На Гродненщине нам показали очень милый обряд «Завивание венка». Новинкой вполне можно считать слеты хозяев агроусадеб, большие фестивали, такие как «Большая бард-рыбалка», возникновение агродеревень, конкурсы на лучшую агроусадьбу…Нестандартно и интересно выглядят различные направления работы усадеб: рыбалка, охота, бани, активные виды отдыха, мед, лошади, мини-зоопарки, экомузеи… Появляются и вовсе эксклюзивные предложения: обертывания сеном и spa-процедуры, сон на ульях…

Мне совсем не хочется показаться этакой бабой-ягой, которая всегда «против». Хочется, чтобы было лучше и лучше, потому что искренне думаю: агротуризм при определенных условиях может стать наиболее интересным направлением для развития въездного туризма. И если пристально и долго смотреть на какое-то явление, то начинаешь отчетливо замечать проблемы и недостатки, о которых говорят гораздо реже, чем о достоинствах и плюсах.

В последнее время по телевидению «крутят» рекламу ОАО «Белагропромбанка», непосредственно касающуюся агротуризма и его кредитования. Дело это, конечно, задумывалось, как исключительно благородное – материально помочь новому движению. Но у нас часто бывает, что благими намерениями выстилается дорога в ад. Так случилось и с кредитами банка. Теперь эти кредиты исчисляются не десятками, а единицами, потому что требования о том, чтобы хозяин агро­усадьбы зарабатывал 6 млн в месяц (спасибо, что не 10 млн, как было сначала!), смешны и нереальны. Кроме того, отменены интересные мероприятия, проводимые под эгидой банка: международные конференции по агротуризму и конкурс на лучшую агроусадьбу страны. С последним получилось смешно и неудобно: в прошлом году комиссия, объездив претендентов на победу, определила победителей. Список и сейчас, как у эксперта,  лежит у меня в столе. А победители своих наград и чествования так и не дождались, обидно, да? Забавно, что в нынешнем году банк снова затевает проведение конкурса! Вопрос только в том, кто будет в нем участвовать.

И уж совсем смешно: в своей рекламе «Белагропромбанк» называет агроусадьбы «загородными домами», что совсем не одно и то же!

На мой взгляд, отсутствие банковской поддержки – не самое большое зло. Агротуризм начинался без кредитов и худо-бедно и вовсе без них обошелся бы. Гораздо опаснее, на мой взгляд, искажение, профанация самой идеи агроэкотуризма. Мое представление об отдыхе в деревне следующее: деревянный деревенский дом, где есть печка, где ходит кошка, где пахнет травами, а на стенах висят пожелтевшие фотографии предков, где высокие подушки и домотканые коврики на полу. Мне кажется, что это правильно. Должны быть корова и лошадь, куры и прочая живность. Должно быть уютно и тепло. Вкусно. Интересно. Душевно. А в результате многие туристы попадают в каменные особняки с мебелью а-ля «Пинскдрев», современной кухней и брестскими коврами. И в таком случае резкое увеличение количества «домиков в деревне» начинает беспокоить, потому что оно должно бы вроде, но пока не переходит в качество. Льготы, предоставляемые агротуризму, толкают многих на не свойственное им занятие, потому что общение с людьми – это тоже талант, которым обладают немногие. В результате в сельской местности появляется некий непонятный симбиоз из загородных ресторанов и придорожного сервиса, организующих корпоративы и свадьбы и составляющих конкуренцию городскому общепиту.  

Печально, на многих агроусадьбах начисто отсутствует стиль и чувство меры. К примеру, на одной из усадеб Гродненщины мы были потрясены огромным количеством пластмассовых цветов, «украшающих» участок. Апофеозом дурновкусия стала пальма из пластиковых бутылок. Мы, конечно, посмеялись, окрестив то, что увидели, стилем фьюжн, но на самом деле, если честно, не до смеха.

Бурному росту числа агроусадеб в значительной степени поспособствовал и знаменитый административный ресурс, когда начальство решило заработать себе дивиденды, не особо напрягаясь и всего лишь разработав план по «насаждению» агроусадеб в районах. Никогда не забуду, как на коллегии бывший министр спорта и туризма отчитывал глав районных администраций за недостаточное количество усадеб, невзирая на их робкие оправдания, что районы находятся в Чернобыльской зоне.

Шапкозакидательство и любовь к красивым отчетам вообще и в агротуризме в частности – это наша национальная черта. Поэтому в прошлом году «на ура» было принята инициатива о проведении акции «День открытых дверей». Энтузиазм зашкаливал. В нынешнем году охотников распахнуть двери поубавилось, да и предшествующей работы (реклама, пиар и пр.) как-то не наблюдалось. Мне кажется, что конечный результат этой акции все-таки не до конца продуман, поэтому можно было слышать от некоторых хозяев усадеб такие речи: «Ну и что? Приедет ко мне десяток гостей – попьют, поедят на халяву! Приедут ли они еще раз? Очень сомневаюсь!»

Что еще настораживает? Это раз­очарование в идее агротуризма самих хозяев агроусадеб. В последнее время довольно часто мне, как составителю каталога на сайте www.wildlife.by, звонят владельцы «домиков в деревне» и просят исключить их из перечня. На вопрос «Почему?» отвечают по-разному, но большинство приблизительно так: «Не хотим больше принимать гостей. Устали от людей. Неинтересно. Не приносит прибыли».

…В общем, хорошо, когда снится деревня. Главное, чтобы это не был фильм ужасов и чтобы сон разума не рождал чудовищ...

https://www.traditionrolex.com/8