или Все, что необходимо знать турфирме про свое доменное имя
Евгений МАСУРНОВСКИЙ, Travelling.by
Адрес любой организации в интернете сейчас выходит на первый план среди всех контактных данных и зачастую важнее адреса ее непосредственного местонахождения. С развитием системы www и приходом капиталов в электронный бизнес доменные имена приобрели существенную ценность. Ведь сегодня ваш домен - это еще и бренд, под которым вас знают, ищут о вас информацию, а главное - доверяют ему и совершают покупки.
Большинство существующих турфирм на данный момент уже имеет свой сайт, а следовательно, им пришлось столкнуться с «покупкой» домена. В данном случае я намеренно беру в кавычки слово «покупка», потому что, как это ни парадоксально, «купить» домен на самом деле нельзя. Более того, правовой статус домена в нашей стране (как и в большинстве других, в том числе более развитых стран) до сих пор не определен на законодательном уровне. Поэтому сегодня и хотелось бы поговорить о том, как турфирме защитить свои права в данном, совсем не простом случае.
Итак, начнем с «покупки» домена. По нашумевшему Указу №60 сайт белорусской туристической компании может располагаться только в зоне BY, поэтому будем говорить именно о ней.
Впрочем, основные правила нашей национальной зоны, касающиеся регистрации домена и прав на него, ничем не отличаются от международных. Заключающая с вами договор компания-регистратор (на данный момент их в нашей стране 4) делегирует вам права на выбранное доменное имя на основе договора. Следует понимать, что под делегированием подразумевается передача доменного имени во временное пользова ние регистранту на срок, равный периоду делегирования (1 год). Таким образом, домен фактически не является объектом собственности, он лишь «арендуется», и по истечении срока делегирования время пользования доменом может быть продлено; если этого не произошло, делегирование домена отменяется. Поэтому первое, что нужно помнить, - это то, что раз в год домен нужно обязательно продлевать, а «забыть» это сделать можно только на один месяц после окончания срока. Именно столько регистратор будет держать его за вами, а после освободит. И даже если домен будет совпадать с названием вашей компании, при делегировании его другому лицу вернуть домен будет крайне сложно. А если речь будет идти о доменном имени, являющемся общеупотребительным словом, то и вовсе невозможно, независимо от того, сколько лет вы им пользовались.
Помимо своевременного продления, следует максимально защитить свои права на домен как на бренд. Сделать это довольно просто. Большая часть юристов относит доменное имя к интеллектуальной собственности, и, вероятнее всего, именно такой статус будет когда-нибудь придан домену на уровне закона. Поэтому рекомендую зарегистрировать ваше имя в интернете как товарный знак или знак обслуживания вида «vash-domen.by». Делается это в Минске в Национальном центре интеллектуальной собственности по адресу: ул. Козлова, 20. Юристы центра оказывают бесплатные консультации, и при желании процедуру можно пройти даже без обращения к патентным поверенным, а стоить она будет всего 3 базовые величины.
Несмотря на то, что полноценным владельцем торговой марки вы станете лишь через 2-3 года, с момента подачи заявки ваши права на ее использование будут охраняться законом. А если домен совпадает с англоязычным названием вашей компании, то такая регистрация может существенно помочь еще и при размещении рекламы, в которой с недавних пор введены ограничения на использование названий при написании их латиницей.
Владение товарным знаком позволит вам защититься от недобросовестного использования вашего бренда путем применения подобных или близких по написанию доменов в рекламе. Однако чтобы не доводить дело до судебных разбирательств, лучше позаботиться о безопасности самим и оградить себя от лишних забот.
Если вы полагаете, что название вашей компании в английской транслитерации может иметь несколько вариантов, то лучше опередить недоброжелателей и зарегистрировать наиболее вероятные имена. Например, популярный сайт «Одноклассники» доступен по адресам как odnoklassniki.ru, так и odnoklasniki.ru, а Яндекс ведет судебное разбирательство с владельцем домена jandex.ru, который мог быть легко зарегистрирован самим Яндексом, озаботься он этой проблемой заранее. Турфирмам же с названиями и доменами вида ABCD-TOUR.BY сверхнастоятельно рекомендуем зарегистрировать параллельно ABCD-TUR.BY, ведь значительная часть пользователей явно ищет вас именно под таким именем.
В заключение хотелось бы добавить, что подобрать свободное, красивое и короткое доменное имя в международных зонах и зонах больших государств стало практически невозможно. Образовался рынок перепродажи прав на использование доменных имен. В Беларуси же относительно высокая до недавнего времени цена регистрации домена и незаинтересованность международных киберсквоттеров в скупке красивых белорусских имен до сих пор позволяют подобрать как краткие, в три-четыре символа, так и просто интересные доменные имена, связанные с туризмом. Проявляйте фантазию, подойдите к выбору домена с учетом возможных перспектив его использования - и удача в интернете обязательно вам улыбнется!