https://www.traditionrolex.com/8
<p>Рубрика <strong>Олега ПАВЛОВА</strong> <strong>«</strong>Кинотуризм<strong>»<br /></strong>Музыкальная сатирическая трагикомедия. Групповая поездка в Париж. Формально фильм далек от турбизнеса, но здесь очень много близких тем. В том числе и ретроспекции, относящиеся к советскому прошлому, когда от туриста требовалось подтверждение политической лояльности.</p>

«КОНЦЕРТ»

Le concert, Франция – Россия – Италия – Бельгия – Румыния, 2009, 113 мин., PG-13. Реж. Раду Михайляну («Поезд жизни»); в рол.: Алексей Гуськов (Андрей Филиппов), Дмитрий Назаров (Александр Гроссман), Мелани Лоран (Анн-Мари Жаке/Леа), Франсуа Берлеан (Оливье), Миу-Миу (Гиллен), Валерий Баринов (Иван Гаврилов), Лионель Абелански (Жан-Поль Каррер), Лорен Батье (Бертран), Анна Каменкова-Павлова (Ирина), Роже Дюма (Момо)

kino Жанр. Музыкальная сатирическая трагикомедия.

Формат тура. Групповая поездка в Париж. Формально фильм далек от турбизнеса, но здесь очень много близких тем. В том числе и ретроспекции, относящиеся к советскому прошлому, когда от туриста требовалось подтверждение политической лояльности.

Зачин. 30 лет назад, в брежневскую эпоху, Андрей Филиппов был дирижером оркестра Большого театра. Провинившись перед властями и КГБ, Андрей был лишен престижной должности, а коллектив был фактически разогнан. Теперь Андрей работает уборщиком в родном театре, но, слыша репетиции, часто мечтает не просто вновь дирижировать, но покорить мир любимым сочинением П.Чайковского: концертом для скрипки с оркестром ре мажор. Однажды, приводя в порядок кабинет директора, Андрей не удерживается и похищает только что пришедший факс. Согласно ему парижский театр Шатле приглашает оркестр Большого выступить с концертом. Филиппов решает заменить его собственным. Причем главной проблемой ему видится не музыкальная, а организационно-финансовая.

Сборы. Филиппов и его близкий друг – виолончелист Гроссман, ныне лихо рассекающий на… скорой помощи, не спешат обращаться в турагентство, хотя нужно организовать поездку для 55 человек. Андрей сразу понимает, что помочь сможет разве что его злейший враг – один из лидеров КПРФ Иван Гаврилов. 30 лет назад как раз этот человек контролировал оркестр Большого во Франции и именно он остановил тот злосчастный концерт (интрига откроется в развязке ленты)… Гаврилов и сейчас мечтает о мировой революции, поэтому активничает на митингах, а супруга Андрея обеспечивает их оплачиваемой массовкой, в том числе из числа бывших музыкантов. Не менее важно, что матерый коммуняка знает французский язык, имеет знакомства и умеет добиваться своего. Дирижер, несмотря на протесты Гроссмана, ненавидящего кагэбистов, понимает, что только таким людям под силу оперативно (и по сути нелегально) добиться цели. Оркестр ожидают через 2 недели, между тем нужен аванс на приобретение авиабилетов, а у многих музыкантов нет не только визы в Евросоюз, но даже загранпаспорта. Получить все это быстро почти невозможно, но Иван знает и как найти спонсора, и как обойти бюрократические порядки.

Программа тура. Между тем по духу Гаврилов не менее консервативен. И в идейном, и в практическом плане. Многое осталось в его памяти с «лучших» времен. Так, он нюхом чует, что принимающая сторона крайне нуждается в их услугах, хотя и не ведает, что администрация Шатле не нарадуется тому обстоятельству, что товарищ Гаврилов помнит старые расценки, и поэтому готова выполнить его странные капризы. Поселить в отеле, близком сердцу Ивана («высший класс – три звездочки в самом сердце Парижа»), выдать всем суточные (30 евро), покатать на речном трамвайчике и организовать ужин в ресторане «Нормандская дыра» (Le Trou Normand). Особенно сложно с последним. Ведь эта забегаловка, ранее принадлежавшая французской компартии, давно закрыта. Но в театре решают воссоздать ее на вечерок, да еще и в восточном стиле, с танцем живота…

Пребывание. Многие из привлеченных в авантюрный проект музыкантов давно не играют классику, а некоторые и вовсе сменили профессию. Но за шанс отправиться в Париж цепляются. И даже до «Шереметьево-2» тянутся пешком, когда заказанный автобус не прибывает. Однако в Париже образуют поистине гремучую смесь: штурмуют отель Paris Lumiere (4 звезды), выбивают суточные… и растворяются в городе. Одни пытаются приторговывать, другие – играть в метро, третьи – на похоронах… Собрать коллектив на репетиции (и даже на обеды-ужины) просто невозможно. Впрочем, не спешите расстраиваться за организаторов. В итоге на концерте все чудесным образом, словно в «Веселых ребятах», сложится хорошо, а «мыльные» линии логично распутаются. К слову, аналогично происходит в турпоездках, когда кажется, что, вернувшись домой, недовольные чем-то туристы «порвут» организаторов, как тузик грелку, однако потом обычно сменяют гнев на милость, не желая омрачать разборками позитивные воспоминания.

Производство. Съемки проводились в Бухаресте, Москве и Париже. Мы увидим и главные достопримечательности, но, учитывая сюжет фильма, обращаю внимание на театр Шатле (du Chatelet), самый большой (на 2300 зрителей) парижский зал классической музыки. Он существует с 1862 года. Площадь сцены – 24х35 метров, что позволяет использовать сотни артистов. Благодаря стеклянному куполу в театре хорошая акустика. Век назад в Шатле блистали Мельес, Дягилев и Нижинский. Именно в этом театре производится вручение кинопремий «Сезар». Уверен, что создателям «Концерта» участвовать в этой церемонии было вдвойне приятно. Съемки также проводились в отеле «Ле Бристоль Палас» (4 звезды), открытом еще в 1925 году.

Прочая информация. Премии «Сезар»: музыка А.Амара и звук. Номинации: фильм, режиссура, сценарий и монтаж. Приз зрительских симпатий на МКФ в Монреале. Сборы в США $0,65 млн. Сборы в остальном мире $10,3 млн. Рейтинг IMDB – 7,5/2834 голоса.

https://www.traditionrolex.com/8