Рубрика «КИНОПРЕМЬЕРА» Олега ПАВЛОВА
Тomorrow, When the War Began, Австралия - США, 2011, 104 мин., PG. Реж.-сцен. Стюарт Битти (дебют); в рол: Кейтлин Стейси (Элли), Рейчел Херд-Вуд (Корри), Линкольн Льюис (Кевин), Дениз Акдениз (Хомер), Фиби Тонкин (Фиона), Крис Пэнг (Ли), Эшли Каммингс (Робин), Эндрю Райан (Крис), Колин Фрилз (Клементс)
Жанр. Военные приключения.
Русскоязычное название. Прокатчики стремились сделать его как можно привлекательнее. Хотя подстрочный перевод - «Завтра, когда начнется война» - слишком перекликается с названием известного советского фильма «Завтра была война». Тем более с учетом вступительных кадров...
Первоисточник. Фильм основан на первой из одноименной серии книг Джона Марсдена (род. 27.9.1950 г. в Мельбурне), которая 26 раз переиздавалась в Австралии, выйдя тиражом около 3 млн экземпляров. Марсден - выпускник университета Сиднея с двумя дипломами - в области права и искусств. Учиться ему нравилось, а вот после выпуска он впал в депрессию. Прежде всего потому, что не мог найти работу, которая бы нравилась. Были мысли о самоубийстве и лечение в психиатрической больнице. Пребывание в ней Джон называет самым важным событием в жизни, конструктивным и полезным. Излечившись, он поменял 32 рабочих места (скотобойня, пиццерия, куриная ферма и др.). К счастью, в 1978 году он таки определился, став учителем. И фактически сразу же взялся за сочинительство. Причем именно для подростков - ему была неприятна их апатия к чтению.
Милитаристский акцент. «Вторжение» можно рекламировать с помощью советской - мобилизующей массы - песни «Если завтра война, если завтра в поход» (1938 г.). Мол, не думайте, что сегодня крупная армия не нужна - ведь завтра можно оказаться беззащитными перед неожиданно объявившимся агрессором. А судя по фильму, защищать Австралию некому. Хотя бить врага можно. И даже силами юных и необученных.
Туризм и отдых. Зачин ленты идеально подходит для представления ее в рамках рубрики «Кинотуризм». Ведь рассказывается в нем об уик-эндном походе восьмерки старшеклассников в прелестное местечко, которое принято называть... Адом. Видимо, именно этим оно и притягивает ребят и девчат, тем более что в нем никто из местных доселе еще не бывал. Живут герои фильма в уютной и благоустроенной провинции, готовящейся отгулять некий праздник. Мы наблюдаем, как собирается турколлектив. У каждого героя - особые мотивы попадания в него.
Отправляются в путь на автомобиле, затем идут пешком. Через горы и джунгли. Виды такие, что дух захватывает. Реалии превосходят любые ожидания. Дикость в Аду настолько очаровательная, что, куда ни поворачивай объектив, все годится для съемок рекламы «Баунти». Компания безмятежно проводит время, не утруждая себя ни установкой палаток, ни добычей пропитания. Сон - на коврике у костра, в котелке - лапша быстрого приготовления. Из негатива - заползшая «в гости» могучая змеюка да странная колонна самолетов в небе. Причем настолько серьезная, что воздух наполняется запахом керосина. Из-за чего обратный путь наполнен тревогой.
Возвращение в Рай. Однако реалии превосходят неприятные предчувствия. В родных местах настолько нет жизни, что встреченная живая собака кажется чудом. С этого момента и до конца фильма периодически думается о пришельцах - то всерьез, то с иронией. Будь врагами гости из космоса - никто бы из зрителей (да и молодых героев) не удивился. Ведь нет ни мертвых тел, ни следов разрушений (если таковыми не считать отсутствие мобильной связи и интернета). Люди как будто просто исчезли. Растерянные ребята открыто раскатывают по родным усадьбам-коттеджам и палят свет в местах обитания, но никого это, кажется, не интересует. В самых общих чертах интрига раскрывается довольно быстро. Городок захвачен врагами, а на площади, где проходил праздник, устроен концлагерь. Агрессоры носят шлемы, напоминающие о «Звездных войнах», представляют азиатскую страну, говорят на смеси языков и намерены восстановить. экономическую справедливость.
Не та война. Советую не обманываться, заранее надеясь увидеть привычное военное кино. По нашим меркам, «Вторжение» таковым не является. Если и сравнивать, то с какими-нибудь «Неуловимыми мстителями», герои которых тоже владели военными навыками, - только с учетом австралийского бытового благополучия и примитивности противника. Например, когда в наших героев, сидящих за рулем, стреляют, пули даже не разбивают лобовое стекло. Но таковы уж правила игры, причем заведомая комиксность понравилась многим зрителям. Хотя таких, которые не могут сдержать раздражения, тоже хватает. В том числе и в отношении главного подвига - подрыва стратегически важного моста. Фильм обходится без натурализма и эротики, зато много внимания уделяется нюансам взаимоотношений персонажей. Идет работа над двумя сиквелами, в которых будет раскрываться многое из того, что осталось непонятным.
Прочая информация. С.Битти дебютировал «Вторжением» как режиссер, но он отнюдь не новичок в кинематографе. Как сценарист он приложил руку к созданию таких громких лент как «Пираты Карибского моря 1-4», «30 дней ночи» и «Австралия». Съемки проводились быстро: с 28 сентября по 6 ноября 2009 года. Премии Австралийского киноинститута: сценарий и звук. Номинации: фильм, декорации, спецэффекты, монтаж и Каммингс как молодой актер. Сборы в Австралии 13,5 млн австралийских долларов, в Новой Зеландии -1 млн. Бюджет 27 млн австралийских долларов. Рейтинг IMDb - 6,4/4853 голоса. Женская оценка на 0,9 балла выше мужской.**
Смотрите в кинотеатрах Минска с 24 февраля