Анна БОДЯКО
С 16 по 19 марта в Москве прошла 18-я выставка MITT - крупнейшая в России международная туристическая ярмарка, входящая в пятерку ведущих туристических выставок мира. Нынешней весной на MITT были представлены туроператоры из России и СНГ, Европы и Средиземноморья, Азии, Африки, Америки и островов. Участвовали в выставке и белорусские компании.
«Выставка была чуть менее масштабной, чем в предыдущем году, - возможно, в силу конкуренции между MITT и «Интурмаркетом». Тем не менее MITT гораздо глобальнее, - комментирует заместитель директора компании «Туссон Вояж» Руслан Сегенюк. - 7 белорусских турфирм выставлялись на MITT единым стендом. Собственными силами мы неплохо оформили стенд, однако хотелось бы отметить, что в создании стенда практически всех экспонентов - в частности, соседствовавших с нами Абхазии и Калужской области - участвовало государство. Никакого кризиса в Москве не ощущается, MITT проходила в обычном режиме».
«Участников в этом году было несколько меньше, однако интерес к MITT не угасает: нынешней весной на московской выставке были даже стенды Ирака и Ирана, - рассказал исполнительный директор компании «Мастер Путешествий» Игорь Чернозипунников. - А вот Япония сняла свой стенд, извинившись и объяснив, что в столь трагических обстоятельствах страна не может заниматься развитием туризма - японцы очень тактично подошли к этому вопросу».
По словам специалистов турбизнеса, несмотря на то что объемы MITT-2011 несколько уступали прошлогодним, в целом выставка нынешнего года не имела существенных отличий от предыдущих: «Традиционно эта выставка интересна тем, что там представлены крупные операторы из различных стран, - говорит заместитель директора по туризму компании «Алатан- Тур» Игорь Шаршунов. - Для нас это была рабочая поездка, в ходе которой мы решали текущие вопросы с нашими партнерами. Кроме того, мы нашли новых партнеров из Филиппин и Индонезии, а также начали сотрудничество с одной из испанских компаний - с их помощью мы будем организовывать индивидуальные туры в эту страну».
Что касается интереса к белорусском турпродукту, основной спрос по- прежнему приходится на санатории. Впрочем, по мнению профессионалов туриндустрии, эта ситуация постепенно меняется. «Интерес к Беларуси огромен, мы впервые приехали на MITT в качестве экспонентов и ничуть об этом не пожалели, - рассказал Руслан Сегенюк. - На выставке мы получили заказы на организацию экскурсионных туров - групповых и индивидуальных. Кроме того, нередко спрашивали активный отдых и велопоходы в Беларуси, авторские экскурсии по стране. Хотя, конечно, 60% запросов по-прежнему приходится на санатории, причем чаще всего на те, места в которых давно распроданы. Причем нередко санаториями интересовались туристы, которым не требуется лечение, - приходилось переориентировать их на базы отдыха и усадьбы».
«Мы наработали новые связи и ожидаем туристов из Ростова-на-Дону, Твери, центральной России, - рассказала заместитель директора компании «Мастер Путешествий» Ирина Якубицкая. - Программы приема в Беларуси очень интересуют россиян, хотя когда лет пять назад мы начинали на серьезном уровне предлагать поездки в нашу страну, нередко звучали скептические прогнозы. У нас были и довольно неожиданные запросы - например, турфирмы просили нас включить в экскурсионные туры шопинг, мотивируя это тем, что россияне охотно закупают изделия «Милавицы», белорусский трикотаж и конфеты, некоторые продукты. Кроме того, нас просили разработать авиатуры в Беларусь для индивидуалов. Россияне по- прежнему интересуются санаториями, однако можно предположить, что ситуация скоро изменится: цены в наших санаториях растут и уже почти сравнялись с ценами подмосковных санаториев, а значит, в скором времени москвичи перестанут отдавать предпочтение отдыху в Беларуси».
Белорусский стенд, организованный Национальным агентством по туризму, был представлен и на Московской выставке «Интурмаркет-2011», проходившей с 12 по 15 марта. Участниками стенда стали компании «Центркурорт» и «Битур», а также Управления физической культуры, спорта и туризма Гомельского и Витебского облисполкомов.