https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Государство пытается лишить крупные белорусские компании  их стратегического направления.  Это нормально?</strong></p>
<p>На интервью начальника главного консульского управления МИД Беларуси Александра Островского, которое на прошлой неделе было обнародовано на популярном портале tut.by, откликнулись многие, в том числе довольно далекие от проблем турбизнеса люди.</p>

glav-red

На интервью начальника главного консульского управления МИД Беларуси Александра Островского, которое на прошлой неделе было обнародовано на популярном портале tut.by, откликнулись многие, в том числе довольно далекие от проблем турбизнеса люди. В интервью чиновник комментировал решение повысить стоимость виз для иностранцев, получающих разрешение на въезд в аэропорту. Даже Юрий Зиссер, предприниматель, интернетчик, глава tut.by, выразил свое недоумение в блоге: «Нам иностранцы тут не нужны?»

Как говорится, стреляного воробья на мякине не проведешь. Суть происходящего схвачена точно. Если бы уважаемый г-н Островский тоже вел блог на tut.by или где-либо вообще, то, по моему мнению, с его стороны смело, эффектно и логично было бы разместить в сети ответный пост с четким и брутальным названием: «Иностранцы нам тут не нужны!» И все. И это была бы простая точка в долгой и мучительной песне на тему – как государство в реальности относится к въезду туристов в нашу дорогую РБ.

 

***

На самом деле, тема, конечно не простая. Так же, как и однозначный ответ на  вопрос, почему же въездной туризм в Беларуси оказался в такой… в общем, в том месте, в котором он сейчас фактически располагается. Обвинять во всем только государство и только чиновников было бы странно. Многие процессы все-таки являются объединенным результатом воли и поступков тех, кто находится на местах и делает политику в своих фирмах и на предприятиях. С другой стороны, государство может и должно внимательно следить за процессами и в целом способствовать развитию, имея перед глазами какую-то четкую и очень долговременную стратегию этого развития. А так складывается ощущение, что в настоящее время все пущено на самотек. Но не в смысле контроля – его как раз хоть отбавляй: планы, цифры, показатели… И не в смысле плодотворного творческого «хаоса» для предпринимательской среды. А в смысле анализа того, что происходит сейчас и что ранее происходило в туризме и, соответственно, куда он в настоящее время имеет тенденцию продвигаться – в светлое будущее или наоборот.

Хорошо бы, конечно, анализировать с цифрами в руках.

Вот г-н Островский озвучил некоторые из цифирей, касающиеся выдачи туристических виз, и – отлично, уже кое-что стало понятнее. Думаю, если бы все реальные показатели по всем статьям туризма были обнародованы и с обеих сторон (чиновников и бизнесменов) был проведен совместный вдумчивый анализ, многие проблемы разрешились бы, или, по крайней мере, некоторые вещи были бы названы своими именами. Правда, кроме цифр, есть еще событийная фактура, на нее, пожалуй, тоже можно опираться.

 

***

В интервью Александра Островского прозвучала следующая статистика. В 2007 году консульскими учреждениями Беларуси было выдано 54 тыс. туристических виз, в 2008-м – 24 тыс., в 2009-м – 22 тыс. (при этом в аэропорту было выдано 6800 виз!). «Все это время условия и стоимость получения виз не менялись, – говорится в интервью. – Следовательно, связывать количество туристов со стоимостью виз неоправданно».

В этой фразе заключена двойная беда.

Во-первых, глядя на падающий въездной поток, чиновники не видят ничего страшного в том, чтобы принять решение, которое уж точно не будет способствовать подъему. Более чем треть туристических виз открывается в аэропорту, и кто-то думает, что трехкратное увеличение их стоимости не повлечет никаких последствий для туризма?!

А во-вторых, странно, что никто не задумался над вопросом, а почему, собственно, в 2008-м – в год, который все называют золотым для туризма, – количество туристов в Беларуси из тех стран, которые нас наиболее интересуют, сократилось более чем в два раза? Что случилось, с чем это связано? Плохо работали фирмы? Рухнул какой-то сегмент рынка, на котором держался въезд? Отнюдь! Тогда все еще старались работать в полную силу, да и в мировом туризме кризис в 2008-м не успел развернуть свои щупальца.

Те, кто на практике занимался въездом, знают объяснение. Именно в тот год более чем в два раза в долларовом выражении повысились внутренние цены в Беларуси. Рост цен произошел на услуги, на перевозку, на отели, подорожали продукты, вещи. Способны ли иностранные туристы и их турагенты быстро реагировать на подобную конъюнктуру рынка? Может ли удорожание турпакета почти моментально вызвать отток туристов? Конечно! Даже наша статистика это продемонстрировала.

«Сейчас мы пытаемся вести переговоры с бельгийскими операторами с целью привлечения туристов, – рассказывает директор компании «БеларусТурСервис» Геннадий Левшин. – Вообще, граждане Бенилюкса в Беларусь практически не едут – единичные случаи. Недавно директор одной из операторских бельгийских фирм откликнулся на наш запрос, заинтересовался предложением, но, не будучи знаком с продуктом, поручил своим сотрудникам проанализировать нашу страну как туристическое направление. Буквально несколько часов назад мне принесли документ, в котором туроператор обосновывает свой отказ сотрудничать с нами и отправлять своих клиентов в Беларусь. В документе три пункта. Цитирую дословно. Первый пункт – в Минск летает самолет только одной авиакомпании – небезопасный, некомфортный и дорогой. Второй – получение виз для бельгийских туристов слишком обременительно и также дорого. Третье – внутренние цены на услуги в стране достаточно высокие, комфортных отелей мало».

Мы можем, конечно, допустить, что информацию для бельгийского оператора сотрудники достали из открытых источников – то есть из прессы. Но факт остается фактом – нас так интерпретируют и именно так воспринимают наши цены и услуги. Сколько бы мы сами ни твердили, как заклинание, что у нас благоприятно, комфортно, дешево и с визами все о-кей (полный паритет), для иностранцев все это выглядит с точностью до наоборот, значит, гостей нам не дождаться.

После повышения стоимости виз появилось достаточно много псевдодальновидных по смыслу и покорных по тону суждений, которые сводятся к тому, что, мол, ну раз инициатива исходит от налоговиков, значит, они все просчитали. Возможно, не спорю. Просчитали, на бумажке написали и в землю закопали. Потому что никто никаких расчетов не видел, и, думаю, никто не понимает, что происходит. Но вот мне лично любопытно, учтены ли в этих расчетах интересы крупных белорусских туристических компаний, которые практически все уже сделали ставку на въездной туризм и, будто в казино, эту ставку проиграли вместе с введением новых цен на визы. И что теперь с ними будет? Поясним.

 

***

Тут, как ни странно, тоже не обошлось без России. Эта огромная страна на Востоке, как известно, давно делает погоду в наших краях. Причем любопытно – может выступать как в роли злого гения, так и в амплуа доброго волшебника – это в зависимости от того, кто кем в текущий момент пользуется. (Скажем прямо, что гораздо чаще пользуются нами.) Так всегда было и в нефтяных вопросах, так есть и в туризме.

Еще некоторое время назад въездной туристический поток в Беларуси выглядел «фифти-фифти» – 50% туристов к нам приезжало из России, 50% – из других стран. В прошлом году пропорция окончательно сменилась на 80% российских туристов против 20% – из остальных стран. В эти 20 (почему-то хочется добавить – несчастных) процентов большим клином входят транзитные группы западных туристов, которые идут через Беларусь по условным векторам «Запад–Восток» и «Север–Юг». Для этих туристов в основном и открывают групповые визы, которые действительно не подорожали и которые преподносятся как апофеоз дешевизны и либеральности. Почти всем остальным гостям нашей, как принято говорить, «синеокой» виза как правило нужна день в день, то есть в аэропорту. Это индивидуалы, люди, которые прилетают по делам, в гости или просто развлечься, посмотреть новую страну. Групповыми транзитными цепочками в Беларуси сегодня практически в одиночку занимается компания «Вокруг света», контролируя около 40% въездного туристического потока (разумеется, за вычетом российских туристов). Остальных так сказать «дальнемагистральных» гостей в основном обслуживают такие крупные компании, как «АлатанТур», «СМОК Трэвел» и другие. Ну не зря же они открывали свои офисы в аэропорту для помощи туристам в оформлении визовых формальностей, значит, делали на это соответствующую, очевидно, очень большую ставку. Впрочем, недолго музыка играла. Вместе с удорожанием визы эти фирменные точки были ликвидированы. И это не простая безалаберность, и не просто еще один облом. Государство пытается лишить крупные белорусские компании их стратегического направления. Это нормально? Хотя, наверное, зная наше государство, можно было этот удар смягчить.

Именно с помощью России.

 

***

В свое время у белорусского туризма случился жуткий роман с российским туризмом. В конце 90-х – начале 2000-х годов белорусские фирмы были стопроцентно негативно настроены к приходу российского турбизнеса на наш рынок. Московские операторы воспринимались как «агрессоры», постановка чартеров как «экспансия». Впрочем, общий шум не мешал (да и по сей день не мешает!) белорусским операторам заключать кулуарные сделки с «агрессорами», что, возможно, с самого начала и решило исход дела. В результате, львиную долю белорусского выездного туризма, все самые «жирные» направления сегодня контролируют российские фирмы, а наши компании – и агенты, и операторы – вынуждены, как принято говорить, «душиться за повышенную комиссию». Вся эта ситуация с выездным туризмом, на котором долгое время только и фокусировалось внимание наших ведущих игроков турбизнеса, не позволила крупным операторам присмотреться к России как к направлению, на котором можно жить (и прекрасно!), привозя оттуда к нам туристов.

Пока шла неприятная во всех отношениях, вялотекущая и обреченная борьба за наш выездной сегмент, под боком, по сути, находился могучий донор, шикарный туристический рынок с огромным количество лояльных, подготовленных клиентов. И все, кто в свое время сделал ставку на этот вектор (а это некрупные фирмы, занимающиеся экскурсионными турами и санаториями), сегодня в выигрыше. Крупные компании, надо сказать, «пролетели» по-крупному.

Есть предположения, что этой весной на московскую выставку МИТТ белорусские фирмы потянутся просто огромными «паровозами» – именно с целью привлечь российских туристов в Беларусь, предлагая свои услуги как профессиональные агенты.

Время, конечно, упущено.

Самая свежая тенденция – некоторый отток российских туристов от нашего рынка. Прошлым летом россияне начали поворачиваться лицом ко внутреннему туризму, в самой России цены на услуги и отели наконец-то начали снижаться, а инфраструктуры в стране немало – в отличие, кстати, от Беларуси. Теперь, пожалуй, единственный шанс сохранить наши позиции на российском рынке – ударный совместный маркетинг. Правда, зная, как государство и бизнес в Беларуси умеют объединяться и вместе проводить стратегическую линию, можно сказать, что этот шанс невелик…

 

***

Не хочется делать апокалипсических выводов, но, говоря откровенно, сегодняшнее положение белорусского турбизнеса таково, что он в качестве большой самостоятельной отрасли экономики в этом году может рухнуть. Выезд и въезд оказались в одинаковом, весьма уязвимом положении. Ранее один сегмент укреплял другой, кроме того, сам туризм в компаниях поддерживался и другими сферами деятельности, которые выступали как доноры – торговля, строительство, отельный бизнес, производство. Сегодня, все сферы, куда ни посмотри, нуждаются в поддержке. И значит, помощи турбизнесу ждать неоткуда. Единственный выход многим видится в поиске собственных небольших ниш, в которых якобы можно отсидеться до лучших времен. Но когда они наступят – предсказать не возьмется никто.   

https://www.traditionrolex.com/8