https://www.traditionrolex.com/8
<p>Археологический музей «Берестье» в этом году отметил свое 30-летие. Его экспонаты поистине уникальны и привлекают туристов из разных стран мира. А не так давно в «Берестье» появилось музейное пространство «Увлекательная археология». Здесь юные посетители могут познакомиться с профессией археолога и даже «примерить» на себя эту роль – лично поучаствовать в раскопках. А если повезет – найти древний предмет, который займет достойное место в музее</p>
Археологический музей «Берестье» в этом году отметил свое 30-летие. Его экспонаты поистине уникальны и привлекают туристов из разных стран мира. А не так давно в «Берестье» появилось музейное пространство «Увлекательная археология». Здесь юные посетители могут познакомиться с профессией археолога и даже «примерить» на себя эту роль – лично поучаствовать в раскопках. А если повезет – найти древний предмет, который займет достойное место в музее.

Газета «Заря» рассказывает о некоторых удивительных экспонатах музея «Берестье».

Мокасины из ХIII века

Мокасины – излюбленная модель обуви мужчин и женщин любого достатка. В зависимости от отделки, цвета и стилистического оформления их можно надевать на пляж, на прогулку или деловую встречу. Большинство ведущих мировых производителей обуви в 2012 году сделали уверенную ставку на мокасины, которые стали трендом этого года.

Первые мокасины появились у индейцев. Изначально материалом для такой обуви служила оленья кожа или кожа бизона, а главной целью было защитить ноги от холода, ран, натоптышей, волдырей. Незаменимы они были и на охоте, так как приглушали звук шагов. Существовало два вида мокасин: в первом верх и подошву кроили одним полотном с передним и задним швами, во втором – для подошвы использовалась сыромятная кожа, а на верх шла замша.

Про обувь индейцев, мокасины, знают все, а вот об обуви славян, поршнях, являющихся аналогом мокасин, – немногие. Хотя и по сей день, чтобы поторопить кого-либо, мы часто используем древнюю присказку «Шевели поршнями!»

В письменных источниках слово «поршень» впервые встречается в Никоновской летописи под 1074 годом: «Егда же приспеаше зима и мрази лютый, стояше въ поръшьныхъ въ протоптанных». Само слово «поршни» переводится с древнерусского как «лоскут» или «рыхлый».

Во время раскопок на территории городища Берестья археологи обнаружили более 500 фрагментов мягкой кожаной обуви без каблуков. Среди них были довольно удобные в носке туфли – поршни. Широко распространенными их делали простота изготовления и удобство. Поршни носили главным образом горожане, так как на деревянных мостовых средневековых городов сплетенные из лыка лапти снашивались очень быстро.

Как показывают материалы раскопок, поршни изначально представляли собой единый кусок сыромятной кожи, вырезанный по форме стопы, загнутый вверх и стянутый через прорези тонким кожаным ремешком подобно мешочку. Они напоминали своеобразное кожаное корытце, которое успешно защищало ногу от влаги, пыли и так далее. Однако грубые складки, которые получались при таком способе изготовления, причиняли человеку достаточно много неудобств. Обувь приходилось довольно долго носить, чтобы она приняла более или менее удобную для стопы форму. К тому времени кожа поршней уже успевала износиться и протереться. Позднее самые грубые складки в области носка и пятки начали вырезать.

Следующим шагом на пути усовершенствования поршней стало снижение количества складок за счет оригинального кроя. Кусок кожи начали вырезать не по форме стопы с припусками, а выкраивать прямоугольные или трапецевидные заготовки, по бокам которых проделывался ряд прорезей для кожаного ремешка. Это самый распространенный тип, именуемый «простые поршни».

Кроме простых поршней, известны так называемые «ажурные». Они встречаются гораздо реже, поскольку выполняли функцию парадной обуви, а потому изготовлялись в меньшем количестве. Кроме того, ажурные поршни хуже сохранялись из-за обилия прорезей, делавших их менее износоустойчивыми. Некоторые виды поршней в носке шнуровались. При этом фигурные прорези для шнурков одновременно служили и украшением.

Кожу (конскую, свиную) мастера для поршней не дубили, а лишь разминали и пропитывали жиром. Она была очень прочной, но быстро намокала в дождь. Для изготовления поршней использовали деревянные колодки-правила. Кроили кожаную обувь одинаково на правую и левую ногу, а уже потом владелец пары разнашивал, как хотел.

Размеры поршней, найденных археологами во время археологических раскопок в Берестье, самые разные: имеют длину от 18 до 32 см при ширине от 10 до 17 см. Простые встречаются в Берестье в культурном слое ХII–XIV веков, ажурные же обнаружены в слое XIII – начала XIV века.

Итак, благодаря археологическим изысканиям в музее «Берестье» можно найти подтверждение известной истины, что мода повторяется. Коллекция средневековой обуви, среди которой особо выделяются поршни – мокасины XIII века, и представлена в одном из экспозиционных залов.
img_3513828

Киевские стеклянные украшения в Берестье

За время археологических раскопок городища, с 1968 по 1981 годы, было найдено 578 фрагментов женских браслетов и 59 экземпляров бусин. Также были обнаружены фрагменты трех стеклянных перстней: в слое XII века – фрагмент кольца из сине-бирюзового стекла плоско-выпуклого сечения, в слое XIII века – две стеклянные вставки к металлическим перстням. Откуда же появилось стекло на берестейских землях, если местные мастера не владели тайнами изготовления стеклянных украшений?..

На территорию Берестья стеклянные изделия попали в результате активных торговых отношений этой местности с соседними странами. Мастерские существовали во многих городах Киевской Руси – Киеве, Новгороде, Смоленске, Полоцке, Чернигове. Наиболее вероятным источником поступления стекла в Берестье был Киев, где в наиболее крупных масштабах осуществлялось производство стеклянных женских украшений, распространявшихся затем по всей территории Восточной Европы.

Девушки во все времена стремились подчеркивать свою красоту и индивидуальность при помощи ювелирных изделий. Мода на цветные стеклянные женские браслеты, бусины и кольца появилась еще в середине XII века и прошла только в XIV–XV веках.

Не остались в стороне и берестейские красавицы. Женские украшения в XII–XIII веках неоднократно привозили в город из Киева купцы и торговцы. Особое место среди них занимают браслеты, которые носили не только в качестве ювелирных изделий, но и как обереги. Стеклянные были относительно дешевы, женщины и дети надевали даже по нескольку разноцветных браслетов на одну руку. Бытовали такие украшения преимущественно у городского населения, хотя встречались и в сельской местности. Они изготавливались из стеклянных жгутов, сложенных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте скрепления концов. Количество бракованных изделий было велико. Достаточно было стеклянному жгуту остынуть несколько больше, чем это требовалось, и стекло ломалось при сгибании.

Форма стеклянных браслетов была круглой, но различной по сечению – гладкая, крученая, витая, квадратная, рубчатая, треугольная, плоско-выпуклая. Богата и цветовая гамма стекла: от черного, коричневого, зеленого, желтого до бирюзового, фиолетового, синего и бесцветного.

Помимо браслетов, берестянки носили и стеклянные бусы, которые изготавливались из киевского бисера. В составе археологической коллекции находится разноцветный бисер (черный, синий, голубой, зеленый, желтый, фиолетовый, золоченый). Отличались бусины и по форме. Большинство из них относится к типу зонных – обычные бусины средней ширины. Встречались шарообразные, бочонковидные, спиральные...

Основным декоративным элементом браслетов и бусин были нити из глушеного (непрозрачного) стекла, которые накладывались на основании браслета в виде перекрученной полоски. Чаще всего встречаются желтые нити, которыми оплетались черные, синие, коричневые и зеленые браслеты. Интенсивный желтый цвет оживлял браслеты темных тонов. А вот стеклянные перстни – самый редкий вид женских украшений из стекла.

Конечно, сегодня стеклянные женские украшения из Берестья нельзя поставить в один ряд с современными ювелирными изделиями. Однако, только представив, с каким трепетом и осторожностью носили берестянки цветные «стеклышки», сразу осознаешь всю ценность этих предметов.

 Светлана ЩЕРБА, заведующая филиалом «Археологический музей «Берестье»
https://www.traditionrolex.com/8