Осенняя туристическая выставка в Москве для белорусских турфирм – одно из самых знаковых мероприятий в сезоне. Именно здесь заключают контракты на следующий сезон, здесь ищут новые деловые контакты, здесь наблюдают за тенденциями в общемировом туризме. Нынешняя выставка озадачила многих белорусских специалистов.
Первое, что отметили все без исключения участники выставки, – сравнительно небольшое количество посетителей, как туристов, так и профессионалов. А между тем выставка «Отдых/Leisure-2010» в «Крокус Экспо» в этом году впервые проходила без прямого конкурента – туристической выставки в Экспоцентре на Красной Пресне.
«Посетителей действительно было сравнительно мало, – рассказала Светлана Галиновская, начальник управления по туроператорской и турагентской деятельности компании «Топ-Тур». – Если первые два дня прошли достаточно оживленно, то во второй половине третьего дня наступило затишье. Возможно, связано это с тем, что с каждым годом в работе турфирм все больше используется интернет: если раньше на выставку обязательно приезжали за каталогами и дисками туроператоров, то сейчас эта необходимость уходит. Переговоры в Москве очень важны, здесь обсуждаются расценки будущего летнего сезона, но компании, которые ставили основной задачей реализацию на выставке своего продукта, столкнулись с грустной статистикой. Особого интереса к белорусским компаниям на выставке не было».
«Пока рано говорить о каких-то результатах выставки, – считает Евгения Савицкая, менеджер компании «Экотур-6», специализирующийся на белорусском направлении. – О том, была ли она удачной, можно будет судить по тому, как вырастет спрос. Наш стенд был достаточно скромным, но посетители приходили, особенно на второй день. Правда, материалы, которые привезли с собой белорусские компании, были розданы не все, поэтому часть пришлось везти обратно».
Беларусь на московской выставке представляли три стенда. Общий стенд РСТО объединил 10 туристических компаний: «Визит-Тур», «Беларустурист», «Трэвел», «Бел-Ориентир», «Белорусский Спутник», «Экотур-6», «КолорЛэнд», «Алатан-Тур», «Марио-Тур» и «Топ-Тур». Отдельными стендами выступали компании «Би-Тур» (Минск) и «Илва» (Витебск).
«У нас не было возможности поучаствовать в выставке консолидированным стендом, так как количество мест было ограничено, – рассказала Алена Конюшенко, заместитель директора компании «Би-Тур». – Между тем, присутствие на выставке нам было нужно, поэтому мы выставились отдельно – и не жалеем, что поехали. Конечно, первое, о чем спрашивали представители российских компаний, – это санаторный отдых. Нас даже просили передать руководству санаториев просьбу, чтобы расценки не поднимались, так как это основной фактор, из-за которого россияне их посещают. Но мы основной акцент делали на экскурсионные туры по Беларуси, так как у нашей компании нет больших блоков мест в санаториях. По итогам выставки у нас уже есть несколько конкретных заявок от новых партнеров, был проявлен интерес к корпоративным программам и празднованию Нового года. Интерес к Беларуси был и будет, потому что это близко, сравнительно недорого, чисто и аккуратно – мы слышали на выставке только положительные отзывы о нашей стране. Стенд у нас был достаточно заметный, яркий, так что иногда к нам подходили и спрашивали, есть ли на выставке еще белорусы. Несмотря на то что общий стенд был площадью 30 м2, его почему-то не замечали. Поэтому некоторых людей мы перенаправляли к коллегам, благо находились они недалеко от нашего стенда».
Почему же посетители и участники выставки не замечали объединенного стенда белорусских компаний? Думаем, что фотография этого стенда, которую мы размещаем ниже, а особенно ее сравнение с другими стендами «Отдых/Leisure-2010» поможет найти верный ответ. А теперь еще одно мнение, которое высказала Людмила Мачульская, директор компании «МАТЭП-90», побывавшая на московской выставке в качестве посетителя:
«Я не хочу никого упрекать, но на белорусский стенд на выставке в Москве было, мягко говоря, обидно смотреть. Возможно, у турфирм было мало времени, но все-таки нужно было подумать, как сделать стенд попрезентабельнее. Одно дело, когда на выставке выставляется просто турфирма, другое – когда на стенде написано «Беларусь». На мой взгляд, чем выставлять такой стенд, лучше было вообще не ехать – о нашей стране складывается впечатление, что она в принципе не заинтересована в притоке туристов, так как не хочет вкладывать деньги в рекламу. Почему государство сейчас переложило на плечи турфирм какое-либо продвижение Беларуси на внешних рынках? В кризисный год, после того как скидочные войны буквально поставили турфирмы на колени, нам тяжело без помощи. Государство могло бы выделить какие-то деньги, ведь представлялась вся Беларусь. Турфирмы просто не могут за собственные средства продвигать целую страну – на это существуют бюджетные средства. Россия – один из важнейших туристических рынков для Беларуси, кроме того, на выставку съезжаются специалисты из многих стран мира, а к белорусскому стенду было просто стыдно подойти».
Белорусский стенд на выставке
Далее: фото с tourprom.ru
Стенд Никарагуа
Стенд Андорры
Стенд Министерства по туризму России
Стенд Иордании
Стенд Мексики
Стенд Индонезии