Выступая на II международной специализированной конференции «Агроэкотуризм – состояние и перспективы развития», которая состоялась 15 апреля в бизнес-центре «Виктория» под эгидой ОАО «Белагропромбанк», менеджер по маркетингу Ассоциации сельского туризма Израиля поделился любопытным наблюдением. Если загруженность сельской усадьбы составляет 10%, ее хозяин получает доход, 35% – может платить заработную плату наемным работникам, а при 50% загрузки сельский туризм перестает быть просто бизнесом и становится образом жизни.
Со стороны жизнь владельцев сельских усадеб в Беларуси выглядит более чем привлекательной. «В белорусской экономике нет прецедентов, чтобы отдельная сфера регулировалась так либерально», – подчеркнул в приветственном слове к участникам конференции заместитель премьер-министра Сергей Румас. Как известно, 2 июня 2006 года глава государства подписал Указ № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», а принятый в прошлом году Указ № 614 не только продлил льготный режим, но и ввел дополнительные преференции.
Благодаря столь мощной государственной поддержке, агроэкотуризм демонстрирует ошеломляющие результаты. С 2006 по 2010 год количество усадеб увеличилось почти в 37 раз – с 34 до 1 247. Поток туристов за это время вырос в 132 раза – с 906 до 119 214 человек. Доход, полученный владельцами усадеб, повысился с 47,65 млн белорусских рублей до 10,25 млрд. «Пусть это немного в общем «пироге», но эти деньги остались у сельчан, и будем надеяться, они направлены на развитие сельского туризма», – прокомментировал данные статистики заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга.
С 2007 года поддержку владельцам сельских усадеб оказывает и ОАО «Белагропромбанк», и по мнению экспертов, недавние изменения в условиях кредитования позволит увеличить количество проектов в сфере агроэкотуризма. Однако и чиновники, и представители общественных организаций сходятся во мнении, что в сельском туризме пора переходить от количества к качеству.
Чиновники полагают, что в первую очередь стоит расширять географию сельского туризма и не ограничивать пребывание туриста территорией лишь одной усадьбы. «Природа подарила Беларуси такое богатство, которого лишены многие другие страны, а предки белорусов оставили роскошное культурное наследие, – отметил в своем выступлении Чеслав Шульга. – Многие туристы хотели бы отдыхать на агроусадьбе не только в выходные, но пока количество услуг не позволяет оставаться более продолжительное время. Чтобы удовлетворить запросы туристов, нужно использовать все ресурсы: усадьбы, сельского совета, региона». В качестве удачного примера в который раз был назван Воложинский район, где уже давно работает кластерная система, благодаря чему туристу предлагают не просто размещение и минимальный набор развлечений, а целый комплекс разноплановых услуг.
Расширять географию туризма чиновники планирует и в прямом смысле. К примеру, за счет родовых имений, хуторов и сельскохозяйственных производственных кооперативов. Более того, по словам Чеслава Шульги, государство готово передавать частникам заброшенные родовые усадьбы всего за одну базовую величину. Другой способ развивать туризм в сельской местности чиновники видят в восстановлении брошенных деревень. Выступая на конференции, заместитель премьер-министра Анатолий Тозик заметил, что оставленные деревни расположены, как правило, в интересных природно-климатических зонах и создание на их месте туристических комплексов даст импульс для развития сельского туризма в новом качестве. «Это может стать уникальным проектом не только для Беларуси, но и для Европы. В свою очередь мы готовы предоставить очень большие льготы, чтобы привлечь инвесторов. Так что дерзайте. Когда будут появляться интересные проекты, мы будем помогать», – заверил Анатолий Тозик.
Впрочем, чтобы обрести новое качество, белорусскому сельскому туризму недостаточно только лишь государственной поддержки – в первую очередь, требуются идеи. «Нужно создавать национальный конкурентоспособный продукт, используя для этого инновационные модели. Беларусь – ценная площадка для апробации разных мировых идей, – уверена председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова – Во всем мире переходят на новый способ создания туристического продукта – интерпретацию культурно-исторического наследия или тех же природных ресурсов, когда информации «переводится» на язык чувств. Существует даже такое понятие – «креативная экономика», ее цель не просто заработать денег, но достучаться до сердца туриста. К примеру, в одну из наших поездок по Беларуси голландцы провели «урок молчания»: 10 минут вся группа просто лежала на земле и слушала природу – и каждый участник группы проникся совершенно необычными чувствами за эти минуты. Это не стоит денег, но запоминается надолго». Валерия Клицунова, а также ее коллеги – эксперты из Германии, Израиля, Литвы и России – озвучили множество креативных идей, которые могли бы белорусскому сельскому туризму качественно «подрасти».
Между тем, сами хозяева агроусадеб пока проявляют креативность иного свойства. Одни размышляют над тем, как на законодательном уровне закрепить статус сельских усадеб, чтобы они не сливались с общим фоном коттеджей, которые сдаются для молодежных вечеринок. Других придумывают, как бы зарегистрировать гостевой дом на участке: в качестве второго сарая или бани, потому что в качестве гостевого дома не позволяет закон. Третьи ломают голову над тем, как легально нанять местных жителей на работу: в сезон одной усадьбе по силам создавать до 20 рабочих мест, но налоговая нагрузка съедает львиную долю зарплаты наемных работников. Четвертые сочиняют письма в местную администрацию с просьбой установить указатели, и необязательно – креативные.
Так что, несмотря на беспрецедентную поддержку государства и удовлетворительное состояние белорусского агроэкотуризма, в перспективе владельцам усадеб предстоит решить еще много проблем.