Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 669
Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29
-
+375 29 653 00 33
- +375 33 653 00 33
- +375 17 366 16 69
Как бы ни поругивали осеннюю турбиржу за устаревший, невнятный формат, если оставить нытье за порогом выставочного комплекса, то на «Турбизнесе» можно обнаружить много интересного. В частности, отличное мероприятие в рамках выставки провели Национальное агентство по туризму вместе с Центром стратегического развития «Маркетинговые системы». Тема круглого стола не новая – «Развитие событийного туризма в Беларуси», но за подбор спикеров, поднятые проблемы и угол зрения – как говорится, респект организаторам – директору Национального агентства по туризму Веронике Дорожко и директору «Маркетинговых систем» Анатолию Акантинову.
Сразу скажем, что дискуссия крутилась вокруг только одного из сегментов событийного туризма – фестивалей. О том же спорте или конференциях не говорили, возможно, потому что это дело выходит за рамки частных инициатив, там у нас уже работает глобальный административный ресурс, об этом сегменте тоже, конечно, можно рассуждать, но госмашина все равно будет двигаться сама по себе. Другое дело – разномастные фестивали – от картофельных до пивных. Некоторые из них проводят райисполкомы на местах, но большинство все-таки оказалось в руках частников в больших городах. От этих фестов ждут коммерческого эффекта, в них присутствует пугливый интерес туристического бизнеса и, в конце концов, они создают некую новую реальность в стране, какой-то атмосферный контекст, приближенный к европейскому, – во всяком случае, так нам хотелось бы думать.
Что же у нас в текущей ситуации происходит с фестивалями и о чем болит душа у тех, кто заинтересован не только в коммерческой выгоде и в реализации своих организационных талантов, но и в том, чтобы народу было чем развлечься по выходным?
Как заметил Анатолий Акантинов, к одной из проблем можно отнести местечковость наших фестов. Наверное, тут речь идет не о добротной провинциальности, а о рецидивах «совка». Известный гид Евгений Апанасевич вспомнил Вишневый фестиваль в Глубоком – все-таки в фестивале больше «сборной солянки», чем вишни. Другая проблема заключается в том, что многие фестивали проводятся энтузиастами. Надолго их романтического запала, естественно, не хватает – один-два раза – и вроде бы хорошее дело умирает. Так было с «Сырным фестивалем», в какой-то мере так происходит и с «Мотольскими прысмаками», старт которых был отмечен бешеным успехом, а потом ситуация оказалась достаточно кислой. Возможно, - заметил Акантинов, - нам стоило бы сосредоточиться на развитии фестивалей какой-нибудь одной направленности. Кстати, что у белорусов лучше всего получается?
Пожалуй, самыми стильными в свое время были исторические фесты. Если копнуть историю, фестивальное движение в Беларуси, по сути, и начиналось с рыцарских фестов. Это было связано с интересом к средневековой европейской истории Беларуси и с целой плеядой замечательных, просто классных парней, которые эту историю любили и таким вот образом пропагандировали. Сейчас эта тема подзатухла, и неясно, можно ли ее реанимировать в том объеме, в котором она присутствовала в конце 90-х и начале 2000-х. Зато мы наблюдаем относительную активность загородных площадок – как частных, так и государственных – Парк истории «Сула», музей народной архитектуры и быта в деревне Озерцо. Очевидно, что наши небольшие и не очень подготовленные площадки заинтересованы в том, чтобы привлекать людей на коммерческие open-air. И движение в этом направлении явно есть. Также, по словам Анатолия Акантинова, потенциально можно было бы привлекать в страну так называемые мигрирующие фестивали. Но под это у нас просто нет площадки (как нет, например, в стране достойного выставочного центра, поэтому весь отечественный MICE-туризм сосредоточен в стенах небольших отельных конференц-залов).
Тут к месту пришелся небольшой экспрессивный спич Владимира Рудого, который упорно занимается продвижением караванинга в Беларуси. Свои слеты караванеров до последнего времени Владимир проводил на озере Селява. Кстати, если на первый слет в Беларусь приехало 10 польских экипажей, то в нынешнем году, по словам Владимира, их было уже 140! Это – к вопросу о том, так уж ли не хотят на самом деле к нам ехать туристы? Вполне вероятно, что многие не против собраться здесь по интересам, только мы не понимаем, кто и чего от нас хочет! Но в настоящий момент проведение подобных слетов в Беларуси под вопросом. Нет площадки! Зато есть 150 га свободной пригодной земли около Птичи, распоряжается которой Министерство культуры. В принципе, там можно было бы сделать и место для слетов караванеров, которых сюда тучами грозится привозить Владимир, и постоянную площадку для глобальных отечественных и мигрирующих международных фестивалей. Кто сможет уломать, убедить в этом наш Минкульт?
От имени организаторов фестивалей выступил Алексей Подрез (ивент-агентство KIT Solution). Его выступление продемонстрировало, что фестивальное движение в столице перешло в руки практичных молодых деятелей, которые готовы увеличивать объемы и деньги, но не видят смысла вести отвлеченные разговоры о проблемах. «Жаловаться нет смысла, -- сказал Алексей. – Идеальный вариант – выделение государственных субсидий на раскрутку фестивального движения – невозможен. Но если бы государство пошло навстречу определенным фестивалям в части выделения бесплатной площадки в городе – тому же FSP, который проводился на Комсомольском озере, но переехал, потому что там безумно дорогая земля, – это было бы здорово!»
Если взглянуть на такие фестивали, как FSP, «Вулица Ежа», «А-Фест», «Лидбир», «Харли Дэвидсон», «Вива Браслав», «Рок за Бобров», «Камяница», то их можно назвать успешными. Особенно приятно, что у них есть рост. Та же «Вулица Ежа» в первый раз имела три палатки и кучу негативных отзывов, а теперь на мероприятие слетаются десятки тысяч минчан, и у организаторов получается все лучше и лучше.
Самый непонятный вопрос, связанный с белорусскими фестивалями, -- можно ли на них привозить иностранных туристов? Его разбирали все спикеры совместными усилиями. Тут целый пласт проблем. Во-первых, как заметил Евгений Апанасевич, -- нужны ли нам, в принципе, иностранцы на этих мероприятиях? Часто ли мы сами ездим на фесты за границу? Во-вторых, чтобы привлекать зарубежных гостей с помощью зарубежных партнеров, нужны четкие графики – на год-полтора вперед. А мы не знаем, что у нас будет в текущем октябре, не говоря уже про лето-осень 2018-го.
В-третьих, наши заинтересованные операторы так и не отладили схемы работы с организаторами фестивалей – не все гладко даже в работе с отечественными туристами. Что уж говорить о зарубежных! На эту тему много чего сообщила Ксения Гулякевич (турагентство «Парадайдз Трэвел»). По словам Ксении, туроператору интересно сотрудничать с фестивалем только на эксклюзивных условиях – то есть единолично продавать туры на фестиваль. В противном случае – «мы продвигаем фестиваль, а кто-то потом посредством демпинга продает и портит продукт!»
Отдельная проблема – маленькие, симпатичные этнические мероприятия на местах – такие, как, например, «Женитьба Терешки» или «В гости к Лепельскому Цмоку». Сами по себе они так хороши, что, казалось бы, привезти на такую экзотику группу итальянцев, немцев или французов – проще простого. Но нет! Как сказала Ксения, условий для приема иностранцев как не было, так и нет. В этом году в день проведения «Женитьбы Терешки» был сильный мороз, замерзла канализация, гости-итальянцы ходили «за хату». А это уже экстрим, а не экзотика, тут вместо денег и благодарности можно нарваться на неслабые рекламации.
Резюмируя отметим, что только слепой не видит, как изменилась за последние два-три года ситуация с фестивалями в стране. После десятилетнего провала мы наблюдаем своеобразный ренессанс. Нельзя сказать, что ситуация прямо радужная. Можно вспомнить рыцарские бугурты в Несвиже и Заславле с присутствием 100 тысяч зрителей в «лихие 90-е» и справедливо заметить, что ничего подобного по масштабам и настроению сегодня мы не наблюдаем. Мы наблюдаем нечто иное, но тоже очень интересное. Open air, хэдлайнеры, современный антураж – дело движется.
Главное, что фестивалей уже достаточно много, и каждый из них обладает потенциалом. А теперь, внимание, вопрос: что, собственно, с этим делать? Как их правильно развивать? Как сделать так, чтобы хорошие фесты не уходили преждевременно, потому что у организаторов закончился энтузиазм, а денег как не было, так и нет. Можно и нужно ли продвигать фестивальный продукт на экспорт?
На самом деле, когда в колоритном Мотоле собираются тысячи людей, огромное количество местных производителей «прысмаков» и ремесленников, то любой местный гид, та же Татьяна Хвагина – известный полесский экскурсовод – бросит камень в любого, кто скажет, что на это нельзя привозить много-много поляков или израильтян, которые будут дегустировать и ностальгировать.
А что касается тех самых «местечковых» фестов, то нельзя сказать, что у нас есть самобытность в сочетании со стилем и комфортом – то, что присуще европейским фестивалям. Но если с провинциальных фестивалей, которые проводятся под эгидой райисполкомов, убрать налет совка и привкус дожинок, а со столичных – омон по периметру, то определенный колорит в наших фестивалях, безусловно, тоже присутствует. Ведь можно же его развивать!
Что же мешает?
Увы, в каком-то смысле мы выглядим как динозавры из Парка юрского периода. У нас здесь идет своя жизнь – в темпе Jurassic Park, и никто о нас, по сути, ничего не знает.
Уже очевидно, что мы достаточно интересные – и для себя, и для тех, кто ни разу не был в нашем «юрасик парке», но мы будто ждем, что кто-то умелый и понимающий нас продвинет, отладит коммерческие схемы тех же фестов, каким-то чудом сведет воедино интересы государства, частных организаторов и искушенной публики. Если все это не объединить, то мы так и останемся Парком юрского периода в центре Европы.