https://www.traditionrolex.com/8
<p>Анализ загрузки чартерных программ нынешнего лета дает хорошее представление как о тенденциях развития различных направлений, а также их популярности, так и о реальной расстановке сил и операторских позиций на нашем рынке. Мы благодарим компании TEZ TOUR, «АэроБелСервис» и «Аэротрэвел», консолидирующие минские чартеры, за предоставленную информацию и актуальные комментарии. Напомним, все чартеры выполняются на бортах национального белорусского перевозчика, авиакомпании «Белавиа».</p>

Анализ загрузки чартерных программ нынешнего лета дает хорошее представление как о тенденциях развития различных направлений, а также их популярности, так и о реальной расстановке сил и операторских позиций на нашем рынке. Мы благодарим компании TEZ TOUR, «АэроБелСервис» и «Аэротрэвел», консолидирующие минские чартеры, за предоставленную информацию и актуальные комментарии. Напомним, все чартеры выполняются на бортах национального белорусского перевозчика, авиакомпании «Белавиа».

Итак, что же собой представляло нынешнее лето, а также какие ставки и на что собираются сделать консолидаторы рейсов и операторы в будущем сезоне?

Итоги

TEZ TOUR

Собственные чартерные программы туроператора представлены турецкими цепочками на Анталью и Кушадасы. Кроме того, этот крупнейший туроператор имеет большие блоки мест на чартерах на таких популярных летних направлениях, как Испания, Болгария, Крит, Бодрум, Мармарис (консолидатором этих чартеров является компания «АэроБелСервис»).

Туроператор TEZ TOUR консолидировал в летнем сезоне 6 семидневных чартерных цепочек на Анталью и 3 семидневные цепочки на Измир (курорт Кушадасы). Анталийская программа стартовала 15 апреля и финиширует 4 ноября. Сезон работы по Кушадасам начался 20 мая и закончился 19 сентября. Все рейсы заполнялись с загрузкой, близкой к 100%. Количество белорусских туристов, отдохнувших с TEZ TOUR на анталийском побережье, – около 20 000, и, поскольку сезон еще не закончен, оператор планирует обслужить еще до 300 человек. В Кушадасы оператор отправил около 7000 туристов. Таким образом, с учетом блоков TEZ TOUR в чартерах «АэроБелСервиса» на Даламан (Бодрум – около 600 туристов, Мармарис – около 700), общее количество туристов, отправленных TEZ TOUR в Турцию на минских чартерах, составляет около 28 600 человек.

Абсолютно очевидно, что Турция по-прежнему занимает первую строчку в рейтинге популярных курортов, на которые белорусы попадают авиачартерами из столицы. Сравните: на чартерах из Минска на турецкое Средиземноморье улетели в общей сложности 53 300 туристов. На второй позиции – Болгария, которая в этом сезоне, надо отметить, подошла к лидеру уже довольно близко – около 40 000 туристов (напомним, что речь не идет о финальных, итоговых результатах продаж направлений, поскольку в случае с Болгарией есть весьма популярные на нашем рынке автобусные туры, а в Турцию многие белорусы попадают через аэропорты Киева и Москвы). Ну, и тройку лидеров замыкает Греция с летним объемом 18 800 человек. Безусловно, слухи о том, что греческое направление в этом сезоне догонит и перегонит Турцию, оказались, мягко говоря, преувеличенными. Очень сложно потеснить направление, куда многие белорусские семьи уже привыкли летать по три раза в год.

Но рост популярности Греции, находящейся в закрытой для нас визовым шлагбаумом шенген-зоне, безусловно, производит впечатление. По данным Национального статистического комитета, за весь 2011 год белорусские турфирмы отправили в Грецию только 5062 туриста! То есть в нынешнем сезоне имеем более 300% роста продаж продукта на направлении! Однако можно ли у­тверждать, что этим летом греческое направление перетянуло на себя часть турецкой клиентуры турфирм?

«На наш взгляд, греческое направление никак не повлияло на продажи турецких турпакетов, – комментирует ситуацию заместитель директора ООО TEZ TOUR Алексей Базылев. – Что касается самой Греции, то, никоим образом не умаляя достоинств этого направления (оно также является для нас одним из основных и массовых), нужно отметить, что греческий успех прямо пропорционален курсу евро. Когда конверсионный курс евро был 1,4, Греция являлась достаточно сложным направлением, но как только курс упал до 1,2 – это направление стало достаточно конкурентно и привлекательно для потребителя. Также в этом успехе можно выделить понятную потребителю и качественную отельную базу».

Напомним, что одной из заметных тенденций нынешнего турецкого сезона было некоторое подорожание турецких путевок, о чем говорили и представители турбизнеса, и потребители турпродукта. «Действительно, в этом сезоне был зафиксирован рост цен на турецкие отели – по нашим оценкам, этот рост составил от 7 до 15%, – говорит Алексей Базылев. – Сейчас мы говорим о наиболее популярных отелях. Эта политика тем не менее носила исключительно стартовый характер. Данное формирование цен было признаком только начала сезона. К середине лета политика отельеров претерпела серьезные изменения, и пакетные предложения в части проживания существенно скорректировались в пользу рынка. Такую стратегию выбрали турецкие отельеры, им традиционно удобнее осуществлять изменения ценовой конъюнктуры ближе к непосредственной загрузке отелей. И я бы не стал критиковать эту политику, ведь загрузка оте­лей была очень хорошей».

Несмотря на то, что турецкое направление в этом сезоне не показало существенного роста объемов, есть несколько важных положительных моментов в тенденциях продажи Турции на белорусском рынке. Речь идет в частности об увеличении длины сезона и отличных стартах акций раннего бронирования. «Каждый год мы работаем над тем, чтобы увеличивать длину турецкого сезона – как на старте, так и на финише, – замечает Алексей Базылев. – Более того, в этом году мы предлагаем зимнюю программу в Анталью. Считаем, что рынок к этому вполне готов. Это интересный продукт – как по цене, так и по линейке отелей. Турция на Новый год – это весьма комфортная температура (17–25 градусов выше нуля) плюс очень качественные отели с мощной инфраструктурой, высоким уровнем сервиса и питания, с большими территориями и массой развлечений. Нет сомнения, что этот продукт будет успешен на белорусском рынке. Мы в него верим!

Также каждый год мы пытаемся все раньше и раньше начинать раннее бронирование. Во-первых, это помогает жить агентствам в невысокий сезон. Во-вторых, это хорошо для туристов, поскольку повышает общую культуру организации поездок. Действительно, мнение о том, что бронироваться лучше накануне вылета, потому что так дешевле, в этом сезоне не работало. Если говорить о глубине продаж непосредственно по ходу сезона, то нынешним летом она составляла от 7 до 12 дней. Речь идет в данном случае о средней глубине. Поскольку мы все-таки придерживались той политики, что белорусский турист должен иметь возможность приобрести тур в Турцию и за 2-3 дня».

Добавим, что в этом сезоне процент туристов, купивших отдых у TEZ TOUR по акциям раннего бронирования, очень значителен: по 25% путевок было реализовано задолго до начала сезона на такие курорты, как Анталья, Бодрум, Мармарис. И еще более внушительные показатели у Кушадасов – 30% туров оператор продал именно по акции раннего бронирования.

Что касается амбиций оператора на явно идущее в рост греческое направление, то здесь TEZ TOUR дает довольно сдержанные комментарии относительно перспективных планов на будущий год:

«Сейчас мы находимся в стадии формирования планов на будущее лето. Можно сказать, что наши планы по росту объемов на греческом направлении достаточно осторожны. В первую очередь это связано со сроками выдачи виз. Визовый момент, безусловно, накладывает отпечаток на глубину продаж направления. Второй фактор, который позволяет достаточно сдержанно оценивать перспективы направления, – это курс евро. Он носит нестабильный характер. Есть еще ряд факторов, связанных с продуктовой линейкой. В данный момент мы анализируем все факторы, составляем новые контракты на будущий сезон, обязательно будем планировать рост, но будем это делать прагматично и осторожно. В частности, в следующем году обязательно полетим на Родос. Таким образом, в линейке наших греческих предложений будет два острова – Крит и Родос».

Напомним, что в нынешнем сезоне TEZ TOUR впервые начал продавать болгарские турпакеты, и вхождение такого крупного игрока в данный сегмент, безусловно, усилило позиции Болгарии на белорусском рынке. Как сам оператор оценил премьеру?

«Мы вышли достаточно успешно, – отвечает на этот вопрос представитель TEZ TOUR. – Считаем, что для первого года и для старта все сложилось удачно. Мы получили хорошие отзывы от потребителей турпродукта и наших агентов, а также увидели высокую загрузку. Болгария за последние годы существенно изменилась в сторону увеличения качества турпродукта. А для компании TEZ TOUR свойственно работать с массовыми пляжными направлениями, где присутствуют надежные партнеры, которые соответствуют нашим высоким требованиям по качеству продукта и технологиям работы. В этом году показаны объемы порядка 5 тыс. туристов. Для старта это хороший результат. В наших планах – закрепиться на направлении. Хотел бы также сказать «спасибо» турагентам, которые нас поддержали».

Безусловная, хотя, пожалуй, ожидаемая новость для рынка: в следующем летнем сезоне TEZ TOUR планирует организовать самостоятельные чартерные программы на болгарские курорты. «Мы вошли в рынок с хорошими объемами, задали определенный темп продаж направления и высокий уровень технологий. Мы заслужили авторитет и доверие со стороны отельеров Болгарии. Поэтому в следующем году у TEZ TOUR будут лучшие контракты по Болгарии. Мы предложим очень широкую линейку отелей, благодаря которой сможем конкурировать со всеми крупными игроками на рынке», – резюмируют г-н Базылев.

«АэроБелСервис»

Компания является консолидатором целого ряда чартерных программ по Турции, островной Греции, Испании, Италии и Болгарии. В данном случае оператор контролирует загрузку чартерных рейсов, места на которых с помощью жестких блоков распределены между ведущими операторами на данных направлениях. Поэтому мы будем называть рейсы и указывать количество мест, закрепленных за тем или иным оператором. Таким образом, легко увидеть реальный туроператорский вес различных игроков белорусского туристического рынка и на различных направлениях.

Турция

Общее количество перевезенных на турецкие берега туристов с помощью соответствующих рейсов «АэроБелСервиса» – около 26 000 человек. На самых массовых рейсах в Анталью, по данным на 1 октября, улетело приблизительно 11 110 белорусов. Цепочка еще не закончена; по расчетам, итоговая цифра составит 11 800 человек. «АэроБелСервис» начал программу на Анталью 20 апреля, заканчивает 26 октября. Всего предположительно должен быть выполнен 91 рейс.

Блоки мест на Анталью между операторами распределены так:

«АэроБелСервис» – 57–67 мест

«Корал Тревел» – 40

«Натали Турс» – 15

«Интерсити» – 15

«Ростинг» – 15

«СМОК Травел» – 10 мест на двух рейсах из четырех в неделю.

«В нынешнем сезоне мы изначально запланировали тот же объем перевозки по Турции, как и в прошлом, – рассказывает директор по туризму компании «АэроБелСервис» Александр Бурдейко. – Но в прошлом году, как помним, по ходу сезона количество рейсов сокращалось, а в этом мы выполнили намеченную программу».

На чартерах в Измир «АэроБелСервис» перевез 9879 туристов (курорт Кушадасы). Программа началась 21 мая и закончилась 4 октября. Всего было осуществлено 56 рейсов плюс 10 дополнительных по заказу турецкой компании «ТТА» (продажу программ здесь вели операторы «АлатанТур», «ЦентрКурорт» и «АэроБелСервис»).

Блоки мест на измирских чартерах распределились следующим образом:

«АэроБелСервис» – 35 мест

«АлатанТур» – 35

«Топ-Тур» – 25

«Ростинг» – 20

«Интерсити» – 20

«Дриант» – 15

«ЦентрКурорт» – 13.

С учетом того, что курортный сезон в Кушадасах гораздо короче, чем в Анталье, можно сказать, что оба курорта пользуются приблизительно одинаковым спросом у белорусских туристов. Мы уже писали об этом «феномене» популярности Эгейского побережья Турции у наших курортников. Беларусь одна из немногих стран постсоветского пространства, которая уважает не только разно­образие и роскошь анталийских оте­лей, но и хранит верность некогда полюбившимся достаточно скромным гостиничным брендам более демократичных Кушадасов. Например, чартер из Москвы в Кушадасы летает два раза в неделю. А наши самолеты в сезон берут курс на Измир каждый день, а в некоторые дни этого лета было и по два рейса!

Цепочку на Бодрум «АэроБелСервис» отправлял один раз в 10-11 дней. Всего было 12 рейсов. Аналогичное количество рейсов и с таким же «шагом» осуществил «АэроБелСервис» на Даламан (курорт Мармарис). В Бодрум за сезон улетели 1810 человек. Общий объем обслуженных пассажиров на чартере в Даламан – 1640. Обе программы были выполнены с 1 июня по 25 сентября.

Блоки на Бодрум имели следующие фирмы и в следующем количестве:

TEZ TOUR – 55 мест

«АэроБелСервис» – 20–25

«Дриант» – 25

«Корал Тревел» – 20

«Ростинг» – 15

«Интерсити» – 15

«Топ-Тур» – 10

По Даламану расстановка операторских сил выглядит следующим образом:

TEZ TOUR – 65 мест

«АэроБелСервис» – 33

«Корал Тревел» – 30

«Топ-Тур» – 10

«Интерсити» – 10

В целом можно сказать, что Турция на нашем рынке в этом сезоне выглядела с точки зрения развития направления, как тяжеловес и признанный чемпион, который набрал определенную критическую массу, и пока неясно, какой будет следующая вершина. В то же время более «поджарые» Греция и Болгария энергично «накачивают мышцы», и, судя по всему, резерв еще есть. В этом смысле очень интересно будет посмотреть, чем ответит «тяжеловес» в будущем сезоне, когда (и это уже известно) появится еще больше разнообразных предложений по Греции и Болгарии. Смогут ли операторы обеспечить рост либо удержать позиции турецкого турпродукта, все последние годы стремительно набиравшего популярность среди белорусов? А рост этой популярности хорошо виден на примере Антальи. Так, в докризисном 2008 году, который считается одним из самых успешных в белорусском турбизнесе, «АэроБелСервис» осуществил 37 рейсов на анталийское побережье. Прошло три непростых для Беларуси года, и вот в 2012-м количество этих рейсов у консолидатора, как мы уже указывали, увеличилось до 91! Согласитесь, неплохо для перманентно кризисных времен и страны, с 2011 года подверженной валютным колебаниям!

Болгария

Сезон по Болгарии для консолидатора выглядит следующим образом. Общее количество обслуженных на направлении туристов по обеим чартерным программам (Бургас, Варна) – 9394.

Немного больше туристов, чем в Варну, как всегда, улетело из Минска в аэропорт Бургаса – 4998. Варна чуть-чуть отстает – 4360 туристов. На следующий год консолидатор пока планирует сохранить данный объем программ.

Программа на Бургас стартовала 26 мая и закончилась 26 сентября. Чартерная цепочка на Варну началась 2 июня и закончилась также 26 сентября.

Основные операторы, работавшие на чартерах «АэроБелСервиса», имели следующие блоки:

TEZ TOUR – 80 мест

«АэроБелСервис» – 35

«Дриант» – 20

«АлатанТур» – 10

«Солвекс» – 10

«Белфреш» – 10

Чартер на Варну грузили те же операторы и приблизительно в тех же объемах:

TEZ TOUR – 80 мест

«АэроБелСервис» – 28

«Дриант» – 10

«АлатанТур» – 10

«Солвекс» – 10

«Белфреш» – 10

Италия

Консолидатор в целом доволен и своей новой программой – в итальянскую Апулию. Напомним, что первый рейс премьерной цепочки в Бари, о которой многие говорили, что она вряд ли доживет до середины лета, состоялся 26 мая. Закончилась программа 22 сентября. В финале апулийской программы «АэроБелСервис» предложил белорусам еще одну итальянскую новинку – Сицилию. 22 сентября в аэропорт Катании доставили 125 человек, 2 октября туристы вернулись в Минск. Общий объем туристов по всем итальянским чартерам – 1454 человека, количество рейсов – 15. Итальянская программа осуществлялась на «Боинге 737-500» (123 кресла). Один из рейсов, который грузился тяжелее остальных, пришлось выполнить на CRJ (50 мест), это было 9 июня.

«Что касается нашего пробного шара – Сицилии, то чартер загрузился даже лучше и проще, чем мы рассчитывали, – говорит Александр Бурдейко. – 100% загрузки для такого чартера – это просто отлично. Народ доволен – это самое главное Рассматриваем возможность отдельной силилийской чартерной цепочки на следующий год. Посмотрим, какие цены дадут нам партнеры. В этом году программа получилась, в общем-то, экспромтом. Изначально в наших планах Сицилии не было. Накануне сезона мы ездили смотреть отели, причем рассматривали исключительно недорогие варианты, чтобы, как говорится, сразить клиента ценой. Мы думали, что осенью полетят именно те, кто ищет отдых подешевле. Но в итоге продались хорошие «четверки» и «пятерки». Больше всего клиентов поехало в популярный отель «Наксос Бич», это прекрасная «четверка» и отнюдь не бюджетный вариант. На трехзвездочные гостиницы спроса не чувствовалось, было только три заявки, и то лишь потому, что мы не могли получить подтверждений на номера в отели более высокого класса».

Блочниками на Апулию летом 2012 года рискнули стать:

«Топ-Тур» – 15 мест

«АлатанТур» – 15

«Ростинг» – 5

«ТрейдВояж» – 6

Основным оператором и загрузчиком апулийской цепочки выступил сам «АэроБелСервис» – его блок составил 82 места.

Безусловно, продавали (и достаточно активно!) турпакеты в Апулию с вылетом минским чартером и такие ведущие операторы по апулийскому направлению, как «ВЛП» и «Санни Трэвел», хотя они и не участвовали в загрузке рейсов на условиях жестких блоков мест. А вот два других крупных игрока по Италии – фирмы «Солемаре» и «Бел-Ориентир» – не поддержали программу ни в какой форме. Им специфика Апулийского региона не кажется подходящей для белорусского рынка. Кроме пятерки туроператоров, всем миром разобравших самолет на блоки, пожалуй, выделим и агентов, также активно продававших направление. По информации туроператора «АэроБелСервис», это компании «Планета грез», «Гулливер», «Вояжтур», «Крис» (Брест).

«Течение сезона по Апулии было таким, как мы и планировали, – комментирует Александр Бурдейко. – Августовские рейсы летали недозагруженными, поскольку в этот месяц итальянские хотельеры основательно поднимают цены. В остальные месяцы направление грузилось выше всяких похвал. В сентябре просто отбоя от туристов не было, можно даже было увеличивать объемы». В ходе сезона профессионалы много говорили об особенностях апулийских отелей и качестве обслуживания туристов в Апулии, сетуя на «специфику» региона. Сегодня представитель «АэроБелСервиса» ручается, что все нюансы исправлены: «Апулийские партнеры отреагировали на все претензии. Когда послышались упреки в организации трансферов, мы позвонили итальянцам, и буквально через день все было отлажено. Также наши туристы были недовольны тем, что рано закрывается пляж, итальянцы тоже пошли навстречу белорусским отдыхающим». В общем, по словам верящих в направление операторов, в следующем сезоне апулийское направление должно быть полностью адаптировано к запросам белорусских туристов, для первого же сезона премьера получилась достаточно удачной. Регион считается недорогим, и этот фактор и на следующий год должен стать безусловным козырем.

Испания

Чартерные борта «АэроБелСервиса» перевезли в Барселону за сезон 2668 пассажиров. Самолет отправлялся один раз в неделю. Со 2 июня по 6 октября было осуществлено 19 рейсов. Последний, кстати, был добавочным – ввиду большого спроса. Напомним, что это последний сезон выполнения чартерной программы в Испанию. С 26 декабря нынешнего года «Белавиа» предложит белорусским туристам рейс в регулярном расписании. Как это повлияет на продажи испанских туров и в целом на работу белорусского турбизнеса? «Направление, безусловно, будет развиваться, и очень динамично, – комментирует Александр Бурдейко. – Фирмы возьмут блоки на рейсе и будут продавать пакеты так же, как и продавали. Очевидно, что Испанию ждет на белорусском рынке судьба Кипра. Объемы направления пойдут в рост. Хотя, надо сказать, что на старте зимние продажи, безусловно, выглядят не такими простыми, как летние. Мы начали реализацию турпродукта, но пока народ, очевидно, не торопится покупать ни туры в новогоднюю Барселону, ни горнолыжные турпакеты в Андорру. Хотя цены просто великолепные – 670 евро на человека, причем лыжное оборудование «Белавиа» везет бесплатно!».

Блочниками на барселонском чартере в нынешнем сезоне являлись такие фирмы:

TEZ TOUR – 50 мест

«Натали Турс» – 40

«Корал Тревел» – 20

«АэроБелСервис» – 18

«Сакуб» – 10

«Вояжтур» –10

Греция

«АэроБелСервис» консолидировал цепочки на Родос и Крит. 24 рейса на Родос позволили перевезти на этот греческий остров 3120 туристов. Программа осуществлялась с 29 мая по 2 октября. Общий успех греческого направления, без сомнения, коснулся и островной его части. Как утверждает Александр Бурдейко, загрузка чартеров на Родос была 100%-ной: «Такого еще не было, – говорит г-н Бурдейко. – При таком объеме могли бы какие-то даты и «просесть», но все продавалось просто на «ура». Есть туристы, которые уже были на Родосе и в этом году снова полетели на этот остров. Конечно, процент «возвратных» туристов, выбирающих отдых на острове, не так велик, как на турецком направлении, но все равно очевидно, что Родос очень нравится белорусам, отдых там – это всегда отличное качество и приемлемая цена».

Итоги-2

Как ожидается, в следующем сезоне греческому направлению добавят оборотов острова. Среди премьер – Закинтос и Пелопоннес

В Ираклион (Крит) улетели 1580 человек, всего13 рейсов, один добавили по ходу сезона. «В следующем году мы предполагаем увеличить объемы и по Родосу, и по Криту, – говорит представитель консолидатора. – По Криту увеличим частоту. В этом году мы летали на Крит один раз в 10-11 дней, с 4 июня по 7 октября. Цепочку на Ираклион попробуем поставить раз в неделю. А Родос, надеемся, будет хорошо продаваться даже при условии вылетов два раза в неделю».

Блоки мест на чартере по направлению Родос распределились следующим образом:

«АэроБелСервис» – 67

«Натали Турс» – 20

«Корал Тревел» – 16

«Ростинг» – 15

«Интерсити» – 10

«Топ-Тур» – 10

«Санни Трэвел» – 6

«АлатанТур» – 4

На критской цепочке работали следующие операторы:

TEZ TOUR – 55

«Натали Турс» – 20

«Корал Тревел» – 18

«АэроБелСервис» – 15

«Топ-Тур» – 10

«Ростинг» – 5

 «Аэротрэвел»

В этом сезоне «Аэротрэвелу» явно есть чем похвастать. Греция, Болгария, Черногория и Хорватия оказались неплохим набором козырей в общей «колоде» консолидатора. Греция и Болгария, можно сказать, и вовсе стали джокерами в летней игре. Именно в этих сегментах проявился для кого-то неожиданный, а для других игроков – вполне ожидаемый бурный рост объема рынка.

Греция

Общее количество рейсов «Аэротрэвела» на Салоники и Корфу – 113 (Корфу – 9 рейсов).  Для справки: в прошлом году компания осуществила 46 рейсов по направлению Салоники. Первый рейс на Салоники в сезоне 2012 года был осуществлен 29 апреля, так называемые вывозные рейсы состоялись 14 октября. Большинство рейсов было выполнено на «Боинге 737-300» вместимостью 148 кресел. Самолет «Белавиа» летал в континентальную Грецию 5 раз в неделю. Всего в курортную зону популярных Халкидиков через аэропорт города Салоники «Аэротрэвел» доставил 13 250 туристов.

У директора компании «Аэротрэвел» Александра Працукевича также есть видение причин безусловного прорыва греческого направления на белорусском рынке, который мы наблюдали именно в этом сезоне: «Долгие годы белорусские туристы считали, что Греция – это что-то такое далекое, недоступное, исключительно эксклюзивное. То есть люди побаивались направления. А в этом году был сломан психологический барьер, и Греция в сознании белорусов стала страной для массового отдыха. Понятно, что это случилось отнюдь не «вдруг». Оператор «Музенидис Трэвел» провел мощную работу, для того чтобы Греция смогла стать столь популярной для белорусов. Огромная заслуга оператора – в продвижении направления на белорусском рынке. Кроме того, «Музенидис Трэвел» сделал так, что Грецию продавать удобно. Это высокотехнологичный продукт с точки зрения агентских продаж».

Интересно, что, по общему мнению, именно достаточно эксклюзивный греческий остров Корфу стал самой блестящей находкой этого сезона. Во всяком случае те операторы и агенты, которые занимались реализацией турпродукта, ни секунды об этом не пожалели. Продажи шли отлично, что, впрочем, неудивительно, ведь продукт, судя по отсутствию каких-либо рекламаций и только положительным отзывам клиентов, практически безупречен. Цепочка стартовала 29 июня, закончилась программа (под фанфары!) 2 сентября. Первоначально операторы были скромны в своих ожиданиях и рассчитывали грузить эксклюзивную островную новинку вместе с рейсом на Салоники. Однако уже на первом рейсе клиентов хватило на целый самолет, и «полуцепочка» выросла в полноценную чартерную программу. Всего на Корфу улетели 850 человек. «Этот сезон показал, что на будущий год на Корфу надо ставить полноценную цепочку, – комментирует Александр Працукевич. – Скорее всего организуем 13 рейсов, один раз в 10-11 дней, будем начинать цепочку в начале июня и заканчивать в конце сентября. Примерно так же планируем организовать на будущий год новые программы на Закинтос, Пелопоннес и Сицилию».

По словам консолидатора, достаточно тяжело указывать конкретные, «жесткие» цифры блоков мест, реализованных различными операторами, однако возможно назвать агентства, наиболее активно продававшие туры по направлениям. Так, рейтинг операторов, реализовывавших турпакеты в Салоники, выглядит следующим образом:

«Музенидис Тревел»

«Ростинг»

«Аэротрэвел»

«Интерсити»

«АэроБелСервис»

«АлатанТур»

«Весь мир»

«Топ-Тур»

«Санни Трэвел»

«Техностар»

А вот пятерка лидеров продаж по Корфу:

«Музенидис Тревел»

 «ВЛП»

«Аэротрэвел»

 «Ростинг

«Санни Трэвел»

Болгария

«Аэротрэвел» начал выполнять программы на Варну и Бургас 1 июня и закончил 28 сентября. В неделю консолидатор осуществлял 13 рейсов на болгарские курорты. Всего за сезон – 195 рейсов и более 29 тысяч обслуженных туристов. Из них в Бургас улетели 22 тысячи человек, в Варну – около 6 тысяч.

Лидеры продаж по Болгарии на цепочках «Аэротрэвела»:

«Ростинг»

«Интерсити»

«Балканинтур»

«Подевюс»

«Белфреш»

«Аэротрэвел»

Занимающий первую строчку в рейтинге самый крупный игрок на болгарском направлении «Ростинг» обслужил 27% общего количества белорусских туристов, перевезенных на курорты солнечной Болгарии чартерами «Аэротрэвела». Таким образом, в этом сезоне в активе оператора, по нашим приблизительным оценкам, около 8,5 тысячи обслуженных туристов. Напомним, что TEZ TOUR, который нынешним летом впервые, но достаточно мощно вошел на направление, обслужил около 5 тысяч человек. Любопытно будет посмотреть, как летом-2013 распределятся доли рынка между двумя крупными и амбициозными игроками.

В целом же успешные продажи Болгарии, по мнению операторов, вполне объясняются единственным фактором – отличными ценами. Этим летом на болгарских курортах можно было неплохо отдохнуть две недели за 400–500 евро, если, конечно, умеючи выбирать и курорт, и, главное, отель. И то, и другое, и даже третье – рано бронировать туры по «сладким» ценам – белорусские туристы делать уже научились.

Черногория

За сезон «Аэротрэвел» при непосредственной поддержке черногорского оператора R-TOURS, через которого бронируют туры практически все белорусские турфирмы, осуществил 44 рейса. Программа в Подгорицу длилась со 2 июня по 3 октября. 6 рейсов этой программы было осуществлено с посадкой в Пуле. Таким образом, этим летом в изысканную Хорватию на рейсах «Аэротрэвела» отправились 300 белорусских туристов. А признанную самым душевным направлением Черногорию посетили 6 тысяч наших путешественников (естественно, без учета тех туристов, которые поехали на черногорскую ривьеру на автобусе). Для сравнения: в прошлом году в Черногорию отправилось 34 рейса, на бортах находилось около 4 тысяч человек.

Очевидно, что Хорватия пока еще не преодолела тот самый психологический барьер, который в этом году буквально рухнул для белорусских туристов на греческом направлении. С определенного времени Хорватия попала в нишу исключительно дорогого, эксклюзивного продукта, но это не значит, что данное замечательное направление невозможно сделать достаточно массовым. Например, этим летом компании стали предлагать для размещения туристов качественные и недорогие хорватские апартаменты, которые ни по каким параметрам не уступают столь любимым нашими туристами черногорским виллам. Отзывы очень хорошие. Так что в следующем году у операторов есть основания прогнозировать положительную динамику продаж.

Также и на черногорском направлении ожидается рост. Нынешним летом рейсы в Подгорицу отправлялись три раза в неделю, летом 2013 года, по предварительным планам консолидатора, будет осуществляться по четыре еженедельных вылета.

По информации консолидатора, наиболее активно в нынешнем сезоне Черногорию грузили 4 фирмы:

«Аэротрэвел»

«Ростинг»

«Смолянка»

«Интерсити»

Эти компании по объемам продаж идут с большим отрывом от других игроков.

В целом же, реализацией турпакетов в Черногорию занималось около 30 фирм.

Лидеры продаж хорватского направления на белорусском рынке в сезоне-2012:

«ВЛП»

«Ростинг»

«Аэротрэвел»

Как рассказал Александр Працукевич, в следующем сезоне борта, отправляющиеся в Хорватию, будут садиться на острове Крк и в Задаре. В осторожных планах консолидатора – совмещенная цепочка. Но если обстоятельства сложатся благополучно (то есть так же, как этим летом), из Минска в направлении Хорватии будут организованы две небольшие самостоятельные цепочки. Во всяком случае раздельная с Черногорией программа – для Хорватии это безусловный прорыв.

Вот таким образом сложилось это лето для консолидаторов чартерных программ, а также операторов, работавших на различных направлениях. Как видим, в планах присутствует рост объемов. Но мы бы сказали, что в целом тон прогнозов на будущее лето достаточно осторожен. Последние три-четыре непростых года научили наш рынок считать. Хотя, как видим, многое в турбизнесе не поддается прогнозам, тем более – в нынешней непростой ситуации – в мире и стране. Что будет с курсом евро? Какой характер будут иметь инфляционные процессы в Беларуси? Какие направления предпочтет белорусский потребитель? Сплошные вопросы… Будем рассчитывать на лучшее.

https://www.traditionrolex.com/8